Главная

Вильгельм Рихард Вагнер - немецкий оперный композитор, дирижёр, драматург, философ, революционер. Принято не называть первое имя Вильгельм, сокращать до Рихард Вагнер.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в городе Лейпциг в семье богатого чиновника. Рано потеряв отца, Рихард воспитывался вторым супругом матери актером и драматургом Л. Гейером. Благодаря отчиму Вагнер полюбил театр, часто посещал его. Интерес к спектаклям подтолкнул Рихарда в пятнадцать лет сесть за написание трагедии «Леибальд и Аделоида» - это был первый литературный опыт Вагнера.

После посещения концерта симфонической музыки Л.В. Бетховена Вагнер твердо решает посвятить свою жизнь  музыке. Тут же принимается за сочинение первых произведений. К моменту поступления в университет он уже был автором концертной увертюры для фортепиано. Первым музыкальным учителем Вагнера был кантор Лейпцигской церкви. В 1831 году Рихард поступает в Лейпцигский университет на факультет музыки. спустя полтора года уходит из университета.   

Крайняя нужда заставляет Вагнера браться за любую работу. И он устраивается концертмейстером оперного театра. В 1833 году Вагнер пишет оперу «Феи», в которой композитор соединил несколько направлений: романтизм, фантастика и ужасы. Сюжет оперы был взят из произведения Карла Гоцци. Постепенно Рихард понимает для себя несостоятельность немецкой оперы и полностью переключается на оперу итальянскую, в лучших традициях которых он пишет «Запрет любви» (1836 год).    

В начале сороковых годов Вагнер переезжает в Дрезден и становится дирижером. Воспользовавшись удачным случаем, он поставил «Риенцы» и «Летучий голландец». Из сложной политической ситуации в городе Вагнер вынужден бежать (он был участником восстания), чтобы избежать гнева властей. Рихард переезжает в Цюрих. В 1849 году Вагнер начинает работу над одним из величайших своих произведений «Кольцо Нибелунга». А так же он заканчивает работу над оперой «Тристан и Изольда». В 1858 году Вагнер совершает несколько заграничных поездок (в Париж, Вену, Берлин…).         

К этому времени у Вагнера сложилась тяжелая финансовая ситуация, он был должен огромное количество денег своим знакомым. Чтобы спастись, композитору приходилось часто переезжать. Великого Вагнера спас король Баварии Людвиг Второй, который оплатил все его долги и регулярно выделял средства.

В 1864 году Вагнер Живет в Мюнхене и пишет оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части «Кольца Нибелунга». В 1872 году Вагнер выступил как инициатор постройки Дома фестивалей, строительство которого закончилось в 1876 году. В 1882 году состоялась премьера последней оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль». В это время у композитора сильно пошатнулось здоровье. Он был вынужден уехать в Венецию, где и скончался в 1883 году.       

Оперные реформы Вагнера

 

 

Рихард Вагнер вошел в историю как великий оперный реформатор. Благодаря этому композитору мы  видим оперу такой, какая она есть. Всю свою сознательную жизнь Вагнер выступал против напыщенности, излишеств, несерьезности французской и итальянской опер. В связи с этим Вагнер утверждал, что сюжет для будущей оперы должен выбираться исключительно из жизненных ситуаций, складываться от незыблемых общечеловеческих ценностей. Рихард Вагнер выступал против бытовых сюжетов, которые со временем будут неактуальны.

Вторая реформа Вагнера – изменение роли оркестра в опере. Композитор считал, что литературный текст не способен передать всю глубину чувств и эмоций, поэтому Вагнер возвысил значение оркестра. До этого момента оркестр выполнял роль аккомпанирующую, лишь помогал солистам и хору, теперь же он (оркестр) был равен по значению солистам.  

Третья реформа – лейтмотив. Вся опера стала строиться на одной теме, идее, которая присутствовала как в начале первой части, так и во всех остальных.