Главная

Слово «аккорд» происходит от французского «accord» и итальянского «accordo». Термин аккорд обозначает сочетание трех разных по высоте звуков, которые извлекаются одновременно или практически одновременно.

Термин «аккорд» понимают в широком и узком значении. В широком значении аккорд – это  сочетание любых одновременно звучащих звуков разных по высоте. Такое понимание существовало до 1732 года, пока И.Г. Вальтер не предложил другое – более узкое – понимание аккорда. Под аккордом он понимал сочетание трех звуоков, интервал между которыми составляет терцию (см. Интервалы). Такое понимание аккорда стало общеприняты в музыке.

Два одновременно звучащих звука аккордом не являются. Это только намек на аккорд. Аккорды исследует специальная наука, которая называется гармония

В зависимости от того, сколько звуков входит в аккорд различают:

  • Трезвучие – аккорд из трех звуков, которые отстоят друг от друга на терцию: , например, сочетание «до», «ми», «соль».
  • Септаккорд – аккорд из четырех звуков, отстоящих друг от друга на терцию, при этом интервал между крайними звуками септаккорда составляет септиму, например, сочетание «до», «ми», «соль», «си».
  • Встречаются аккорды из пяти звуков – нонаккорды, и из семи звуков – ундецимааккорды.

Основной тон в аккорде – самый низкий звук. От него начинает отсчет. В зависимости от того, на какой музыкальный интервал отстоят звуки, входящие в аккорд, от основного тона, их называют терция (на три ступени), квинта (на четыре ступени)

Нижний звук аккорда называют основным тоном, остальные звуки называются по интервалу, на который они отстоят от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название. Если при этом основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда.

Всякое отступление от терцового состава аккорда означает введение неаккордовых, с точки зрения классической музыки, звуков. Начиная с конца XIX века (Скрябин, Шёнберг, Хиндемит), делаются попытки замены терцового состава квартовым, но широкого распространения такой состав не получил. В современной музыке терцовые аккорды также усложняются при помощи внедрения диссонансов. Используются и аккорды смешанного строения.