Главная

Сюита – это жанр инструментальной музыки. Слово сюита переводится с французского языка как «ряд», «чередование», «последовательность». С чем это связано? Дело в том, что сюита состоит из множества частей, которые не обязательно связаны друг с другом по смыслу.

Чаще всего части сюиты сильно отличаются друг от друга, например, одна часть может быть написана жанре танца, другая в песенном жанре; одна из частей может быть минорной (угрюмой, тоскливой, грустной), а другая мажорной (то есть, веселой, радостной, задорной). В этом заключается главное отличие сюиты от других жанров инструментальной музыки (сонаты и симфонии), где каждая следующая часть дополняет и продолжает предыдущую, а переходы между ними плавные, едва заметные.

Жанр сюиты зародился в 16 веке. Тогда сюиты состояли только из четырех частей, которые были написаны в духе четырех разных танцев. Первый композитор, который объединил танцы в целое произведение, был И. Я. Фробергер. Начиналась сюита с неторопливого танца, затем шел быстрый танец, ему на смену приходил очень медленный «Сарабанда», а завершал произведение очень быстрый и стремительный танец «Жига». Единственное, что объединяло эти разные по характеру и темпу танцы, – то, что они писались в одной тональности. Сначала сюиты исполнялись только одним инструментом (чаще всего на лютне или на клавесине), позднее композиторы стали писать сюиты для оркестров.

Во второй половине восемнадцатого века интерес к жанру сюиты возрос благодаря таким великим композиторам, как И. Бах и Г. Гендель. Эти немецкие композиторы написали огромное количество сюит, сделав их более строгими, слаженными. В девятнадцатом веке в сюитах стали использовать песенные интонации и мелодии. Очень много сюит было написано на основе опер и балетов. До сих пор этот жанр остается популярным.