Главная

Лад – это взаимосвязь звуков, разных по высоте. Лад определяет характер мелодии, характер гармонии, сочетание звуков в полифонии. Для определения лада важно понятие звукоряда. Звукоряд – это звуки одного лада, которые представляют собой гамму. В звукоряде семь ступеней (звуков), которые различаются по высоте. Их принято обозначать римскими цифрами.

  • Iступень – тоника
  • II ступень – супертоника
  • IIIступень – медианта
  • IVступень – субдоминанта
  • V ступень – доминанта
  • VI ступень – субмедианта
  • VII ступень – нижний вводный тон.

Главными ступенями считают тонику – главную, основную ступень; доминанту – пятую ступень и субдоминанту – четвертую ступень.

К тонике присоединяются все остальные ступени. Тоника – это главный звук звукоряда. Ближе всего к тонике тяготеет доминанта, которая представляет собой пятую ступень от тоники и определяет собой близкородственную тональность по отношению к данной. Под доминантой находится субдоминанта, которая представляет собой четвертую ступень от тоники и обозначает, как и доминанта, тональность первой степени родства по отношению к данной тональности.

Лад бывает мажорным и минорным. В мажорном ладе музыка получается веселой, бодрой, жизнерадостной. В минорном ладе музыка получается грустной, глубокой, задумчивой, печальной.

К понятию музыкального лада примыкают понятия тональности и модуляции. Тональность – это высота звуков минорного или мажорного лада. Модуляция – это переход из одной тональности в другую.

Следует сказать, что помимо мажорного и минорного ладов известны также дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гиподорийский, гипофригийский и гиполидийский лады. Эти лады существовали в Древней Греции и определялись конечным тоном лада, который считался основным.

Ионийский лад – аналог современного мажора. Строится от ноты «до» на белых клавишах фортепиано.

Дорийский лад – аналог современного минора с повышенной субмедиантой. Строится от ноты «ре».

Фригийский лад – аналог натурального минора с пониженной супертоникой, строится от ноты «ми».

Лидийский лад – аналог натурального мажора с повышенной субдоминантой. Начинается от ноты «фа».

Миксолидийский лад – аналог натурального мажора с пониженным нижним вводным тоном. Тоника – «соль».

Эолийский лад – аналог натурального минора с тоникой «ля» и далее по белы клавишам фортепиано.

Локрийский лад – аналогов не имеет. Тоника «си» и далее по белым клавишам фортепиано.

В современной музыке выделяют также увеличенный и уменьшенный лады. Увеличенный лад состоит из 6 звуков с повторением тоники. Уменьшенный лад состоит из последовательного чередования тонов и полутонов.