Главная

Фантазия – это жанр инструментальной музыки. В переводе с греческого языка слово «фантазия» означает «воображение». Как связана инструментальная музыка и воображение? Очень просто! Когда композитор написал фантазию, он оставляет за исполнителем право импровизировать. Это значит, что исполнитель играет определенный фрагмент музыки не так, как задумал композитор, а так, как он его чувствует, понимает.

В нотной партитуре композиторы оставляют несколько тактов свободными, чтобы исполнитель мог играть то, что он хочет. Не каждый, даже самый профессиональный исполнитель способен импровизировать. Лишь самые виртуозные музыканты обладают талантом «на ходу» сочинять музыку. Задача исполнителя заключается в том, чтобы его импровизация не отличалась по характеру и тональности от музыки, написанной композитором.

Существует и другое значение фантазии. Это может быть инструментальное произведение, написанное на основе другого произведения. Например, композитор берет за основу одну из тем оперы и создает абсолютно новое произведение, хотя мелодический рисунок этой темы сохраняется. Композитор как бы фантазирует. Он выражает свое видение музыки другого автора.

Фантазия как жанр сформировалась в 16 веке. Композиторы создавали множество произведений для гитары, лютни, клавесина. В 17 и 18 веках фантазию начали использовать в качестве перехода от одной части сонаты к другой или как вступление к действиям в опере. Л. В. Бетховен, Ф. Лист и Ф. Шопен написали огромное количество фантазий, как самостоятельных произведений. Они брали за основу оперы и балеты других композиторов, народные танцы и песни. Н. А. Римский-Корсаков написал огромный цикл под названием «Фантазии на темы народных песен» для скрипки с оркестром.

Миниатюра – жанр инструментальной музыки. Миниатюрой называют маленькое по размерам музыкальное произведение. В жанре миниатюры писали многие композиторы 17 – 19 веков, но ни для кого из них он не становился главным. В начале 19 века интерес к миниатюре угас. Об этом жанре на некоторое время забыли.

В середине 20 века миниатюра проявилась снова, но уже на эстраде, а не в концертных залах, как это было раньше. Главным образом в жанре музыкальной миниатюры стали работать эстрадные юмористы, клоуны, самодеятельные коллективы, студенческие театры и подобные исполнители. В настоящее время композиторы создают профессиональные миниатюры, но их очень и очень мало.