Главная

Термин «классическая музыка» имеет несколько значений, которые характеризуют классическую музыку с различных сторон. На самом деле понятие классической музыки не такое строгое и сложное как это может показаться на первый взгляд.

Во-первых, под классикой понимают такую музыку, которая прошла испытание временем, а точнее веками. Пройдя сквозь века, эта музыка осталась актуальной и нашла свою часть аудитории. Но следует помнить, что в момент создания такая музыка классикой не являлась, а была обычной развлекательной музыкой. Например, французская и венгерская оперетта конца 19 начала 20 века или вальсы И. Штрауса были легкой развлекательной музыкой, а в настоящее время стали классикой.

Во-вторых, классическую музыку определяют как музыку, которая была создана в определенный временной период: во второй половине 18 в начале 19 века, когда достигло своего расцвета культурно-эстетическое направление, называемое «классицизм». Таким образом, в узком понимании термином «классическая музыка» называют музыку, соответствующую канонам классицизма. Однако и здесь возникают проблемы: дело в том, что музыку сложно жестко вписать в рамки определенного направления. Культурно-эстетические критерии определения музыки работают далеко не всегда. К тому же эти критерии весьма субъективны.

В-третьих, существует типологический критерий определения классической музыки, который считается наиболее основательным. Классикой называют академическую музыку, которая перенимает традиции европейской музыки 17-19 веков и следует им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их исполнения. К классике относят в первую очередь оперы, симфонии, сонаты. При этом стоит отметить, что преемственность традиций соблюдается далеко не всегда. Существуют авангардные течения академической музыки 20 века, которые противоречат традициям, но считаются классическими. Такова, например, музыка Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена. Авангардные течения классики следует отличать от различных направлений современной музыки, которая с европейской музыкальной традицией практически никак не связана.

Однако классическая и современная музыка часто взаимодействуют. В пространстве такого взаимодействия образуются музыкальные шедевры, которые возможно причислить к классической музыке. Ярким примером может служить творчество Джорджа Гершвина, который создал некий синтез классики и джаза. Многие рок-группы в 20 веке стали исполнять свои композиции в сопровождении симфонического оркестра, например, «Deep Purple», «Scorpions», «Ария», «Nirvana», хотя такие эксперименты к классике отнести довольно сложно. Но речь идет об экспериментальном синтезе.

Скажем несколько слов о противопоставлении классической музыки любым другим музыкальным направлениям, как высокого - низкому. Такое противопоставление существовало во все времена. Однако и оно относительно. Например, в 18 веке высокой музыкой считалась исключительно духовная музыка. Опера или танцевальная сюита до высокой классической планки, мягко говоря, не дотягивали. В настоящее время оперы и сюиты являются формами исключительно классической музыки. К тому же, например, джазовая или рок-композиция могут быть более глубокими, эмоциональными, чем какая-либо из традиционных форм классической музыки.

Нужно сказать, что существует противопоставление Развлекательной, легкой, и интеллектуальной музыки. Это противопоставление значительно усилилось в 20 веке. Оно связано прежде всего с проникновением неевропейских музыкальных традиций в культуру европейцев и с угасанием интереса к музыкальному фольклору.