Главная

Музыкант, без которого чикагский блюз был бы совершенно незаметным явлением или вообще бы не состоялся. Мадди «Миссисипи» Уотерс (настоящее имя МакКинли Морганфилд) появился на свет 4 апреля 1915 года местечке Роллинг Форк (штат Миссисипи, США). С этого начался чикагский блюз.

В юности Мадди Уотерс играл на губной гармонике. Но музыка Чарли Пэттона, Роберта Джонсона и Сана Хауса пробудила в юноше желание взять  руки гитару. Уотерс упорно занимался гитарой и за достаточно короткое время освоил гитарный стиль «батл-нек». Он надевал на средний палец стеклянное горлышко, отбитое от бутылки и водил им о гитарным струнам, извлекая особый «мурлыкающий» звук. Этот прием был широко распространен у мзыкантов города Кларкcдейл, где Уотерс провел детство.

В то время музыкальный фольклор активно исследовали музыковеды, которые часто выезжали в экспедиции записывать непрофессиональных музыкантов из народа. Одним из таких исследователей  был фольклорист Алан Ломакс. Он был направлен от библиотеки Конгресса США на так называемые «полевые» исследования. Алан Ломакс и записал в 1941 году исполнение Мадди Уотерсом блюзовой композиции "I Be's Troubled", которая впоследствии стала первым хитом Уотрса, записанным на студии "Chess Records" уже под другим названием "I Can't Be Satisfied".

В 1942 году Уотерс стал известен в Дельте Миссисипи. Но Уотерсу этого было мало. Он решил покорить Чикаго. Он дет в этот город, выступает со своими блюзами в клубах и барах. Позже знакомится с блюзовым музыкантом Биг Биллом Брунзи. Уотерс покупает электрогитару, на которой играет блюзы так, как до него еще никто не исполнял эту музыку: жестко, резко, местами агрессивно. Он моментально стал популярен в южных кварталах Чикаго. Уотерс знакомится и работает совместно с блюзовыми музыкантами Саннилэндом Слимом, Эдди Боем и Блу Смитти. Пианист Саннилэнд Слим пригласил Уотерса поучаствовать в записи на студии "Aristocrat" в качестве аккомпаниатора. Время записи совпадало со временем, когда Уотерс должен был присутствовать на рабочем месте. Уотерсу пришлось соврать боссу, заявив ему о том, что погиб его брат и ему нужно срочно отлучиться, и рванул на студию. Там он исполнил несколько собственных композиций, которые показались необычными владельцам студии.

Мадди удалось собрать команду, которая получила прозвище «охотники за головами». Это прозвище было дано неслучайно. Музыканты приходили в клуб или в бар, чтобы якобы отдохнуть, выпить и повеселиться. Но просили дать им возможность исполнить несколько своих композиций и в результате «отрывали головы» своим конкурентам – музыкантам, выступающим в этих клубах, исполняя свои резкие, сногсшибательные блюзы.

Владельцы звукозаписывающей компании «Аритократ» в 1947 году решили, что блюзы Уотерса обязательно понравятся публике негритянского гетто Чикаго. Уотерс записывает на студии свои первые синглы, которые совершенно не находят откликов. А вот вторая пластинка "I can't Be Satified" была издана сравнительно небольшим тиражом, который разошелся за один день. Владельцы звукозаписывающей компании, несмотря на первые неудачи Уотерса, решили рискнуть и снова издавать его музыку, сменив название студии на "Chess Records". Риск был оправдан. В 1950 году вышел сингл Мадди Уотерса "Rolling Stone", который в мгновение ока стал безумно популярным. В 1950-е годы Уотерс много раз занимал верхние строчки в ритм-энд-блюзовых чартах. Вэтигодыпоявляютсяегошедевры "Long Distance Call", "Honey Bee" и "Still a Fool", "Got My Mojo Workin'," "Rollin' Stone" и "Hoochie Coochie Man".   

В 1952 году рождался чикагский блюз. Мадди Уотерс работал в студии, подбирая лучших музыкантов. В постоянный состав вошли легендарные Роберт Джонсон (гитара), Отис Спэнн (пианино) Литл Уолтер (харп), Джеймс Коттон (харп) и Джуниор Уэллс (харп). В составе команды Уотерса был вдающийся бас-гитарист Вили Диксон, благодаря влиянию которого появились хиты "I'mYourHoochieCoochieMan," "JustMakeLovetoMe" и "I'mReady".

Наконец, Мадди Уотерс появился в дверях студии "Chess" с чернокожим парнем, представив его как бывшего заключенного и пьяницу, который исправился и даже обратился к религии. При этом он был классным парикмахером-косметологом, а главное отличным кантри-музыкантом. Имя этого человека Чак Бери.

В студию к Уотерсу пришел огромный человек, бывший боксер, имя которого Бо Дидли. Он сказал, что запишет отличную музыку, и просто сделал это. Тому, что сыграл этот человек, удивился даже сам Уотерс. Один из таких синглов "I'm A Man". Его Уотерс даже позже переиграл в своей интерпретации, которая называлась "Mannish Boy", настолько это была мощная вещь.

Чикагский блюз стал постепенно распространяться по всей стране  попал в Европу в Великобританию. Здесь гастролировал трамбонист Крис Барбер со своим джазом. Но в один прекрасный момент на сцену выходил Мадди Уотерс со своей гитарой и просто поражал публику своим электрическим жестким блюзом. Критикам не нравилось исполнение Мадди Уотерса, но британская молодежь быстрее критиков разобралась, что к чему. Уже через два года в 1960 году двое молодых людей в вагоне трамвая с интересом рассматривали пластинки с записями Чака Бери, Мадди Уотерса, Ховлина Волфа и Бо Дидли. Молодых людей звали Мик Джаггер и Кит Ричард.

Мадди Уотерс умер в 1983 году 30 апреля.

Дискография Мадди Уотерса:

  • His Recordings (1941)
  • From Mississippi to Chicago (1948)
  • Journeyman Blues (1971)
  • Hard Again (1977)
  • King Bee + the London Muddy Waters Sessions (1981)
  • Muddy Waters on Chess (1984)
  • Trouble No More (1989)
  • Unreleased in the West (1989)
  • She Moves Me (1992)
  • Rock Me: Charly Blues Masterworks, (1993)
  • The Great Muddy Waters (1994)
  • Missippi Rollin' Stone (1995)
  • The Original Rollin' Stone (1995)
  • Walkin' Blues (1995)
  • Sings "Big Bill" (1998)
  • The Original Hoochie Coochie Man (2000)
  • Master of the Blues (2001)
  • Streamlined Woman (2001)
  • Blues Cafe Presents Muddy Waters (2002)
  • The Real Folk Blues More Real Folk Blues (2002)
  • Martin Scorsese Presents the Blues (2003)
  • Down on Stovall's Plantation (2004)
  • Feel Like Going Home (2004)
  • Screamin' and Crying (2004)