Главная

Выдающийся джазовый композитор, пианист. Он являлся исполнителем, играющим музыку в различных джазовых формах: он исполнял оркестровый джаз, прекрасно свинговал, а в стандартном джазе ему просто не было равных. Но в истории джаза он выступает прежде всего как великий джазовый композитор и аранжировщик, возглавлявший созданный им джаз-бэнд в течение всей своей жизни: около 50 лет. Он оставил после себя столько записей, что их не могут издать до настоящего времени. Настолько было велико его джазовое наследие.

Дюк Эллингтон (полное имя Эдвард Кеннеди Эллингтон) родился 29 апреля 1899 в семье простого дворецкого, который работал в Белом Доме. Его звали Эдвард Эллингтон. На фортепиано Дюк начал учиться играть с семи лет. Собственные музыкальные сочинения он начал создавать в десять лет. Но серьезно играть на инструменте Дюк начал лишь в пятнадцать лет. Он играл на танцах, где влюбился в девушку, на которой женился, когда ему исполнилось только девятнадцать лет. Через год семья обзавелась ребенком, который станет прекрасным музыкантом и будет выступать в оркестре своего отца. А пока Дюк мечтал перебраться в Нью-Йорк. Он слышал, что этот город – просто рай для джазовых музыкантов.

Он организовал небольшой коллектив «Washingtonians», с которым и отправился покорять Нью-Йорк. Это было в 1923 году. Коллектив Эллингтона стал выступать в нью-йоркских клубах. Постепенно оркестр стал появляться на радио и пользоваться интересом публики. В 1924 году коллектив стал записываться на разных лейблах, которые в настоящее время присваивают себе то, что когда-то у них впервые записывался оркестр Дюка Эллингтона. Первое время оркестр исполнял музыку в джазовом стиле jungle, для которого были характерны резкие звуки трубы, которые подчеркивались хитрыми аранжировками. Ярким примером стиля является одна из первых композиций Дюка Эллингтона, которая называется «East St. Louis Toodle-oo». Композиция была записана в 1926 году. В 1928 годуКоллективЭллингтоназаписывалсяналейблах Black and Tan Fantasy/Creole Love Call и Doin' the New Low Down/Diga Diga Doo. Хитом этого времени была его композиция «The Mooche».

Начались 30-е годы. В это время джазовые оркестры были безумно популярны. Стоит назвать оркестры Каунта Бейси, Бенни Гудмена, Томми Дорси, Гленна Миллера. Но оркестр Эллингтона отличался от остальных своей основательностью, интеллигентностью, аристократичностью. Его слушали не только любители танцев, но и люди интеллигентные, увлекающийся философией и литературой. Слушать оркестр Эллингтона считалось хорошим вкусом. Хитами начала 30-х стали композиции «Mood Indigo», «Rockin' in Rhythm», «Creole Rhapsody», записанные на лейбле «Brunswick», «Limehouse Blues» - на лейбле «Victor», «It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing)», вышедшая на лейбле «Brunswick», и песня «Sophisticated Lady». Оркестр много работал с киностудиями и даже поучаствовал в съемках кинолент «Murder at the Vanities», «Belle of the Nineties». В 1934 - 36 годах композиции оркестра Эллингтона снова оказались на вершинах хит-парадов. Этобыли «Saddest Tale», «Меггу-Go-Round», «Accent on Youth и Cotton», «Love Is Like a Cigarette» и «Oh Babe! MaybeSomeday», «Scattin' at the Kit-Kat». В 1936 году была записана, пожалуй, самая известная вещь, исполненная оркестром Дюка Эллингтона, «Caravan». Авторами ее были Дюк Эллингтон и тромбонист Juan Tizol. Тогдажебылинаписаныкомпозиции «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue», «If You Were in My Place (What Would You Do?)», «I Let a Song Go out of My Heart». В конце 30-х годов команда Эллингтона сменила лейбл. Теперь она записывалась на студии «Victor».

В 1939 году в команде Эллингтона появился пианист Billy Strayhorn, который вместе с Эллингтоном стал писать музыку для оркестра. В оркестре появились также новые музыканты: басист Jimmy Blanton и тенор-саксофонист Ben Webster.

В 1941 году в Лос-Анджелесе публике была представлена пьеса Эллингтона «Jump for Joy», которая имела несомненный успех и демонстрировалась 101 раз. После начала Второй мировой войны Эллингтон в основном занимался написанием крупных музыкальных произведений, дал серию концертов в Карнеги-Холл и принял участие в кинолентах «Cabin in the Sky» и «Reveille with Beverly».

После Второй мировой войны для оркестра наступили тяжелые времена. Большие оркестры стало держать невыгодно. Их стали заменять небольшими джазовыми командами, которые использовали электрические усилители, что позволяло нескольким музыкантам с легкостью конкурировать с биг-бэндами. Оркестр Эллингтона морально устарел. Эллингтон старался организовывать гастроли своего оркестра, но прибыль от концертов была невелика. Эллингтон написал музыку для спектакля «Beggar's Holiday», которая была продемонстрирована публике на Бродвее аж 108 раз. В 1950 году Эллингтон написал саундтрек к фильму «The Asphalt Jungle».

На джазовом фестивале, который проходил в Ньюпорте в 1956 году собралась публика, которая даже не подозревала о существовании оркестра Эллингтона, да и имени его никто не знал. Выступление оркестра было на грани проавла. Публика откровенно зевала. Но после того, как была исполнена новая пьеса Эиллингтона «Диминуэндо и крещендо в голубом» («Dimuendo and Crescendo in Blue»), зал аплодировал стоя, бесновался от восторга. Успехом пьеса во многом была обязана соло саксофониста Гонзалвеса (Paul Gonsalves). Он солировал целых шесть минут, доведя зал до экстаза.

С этого фестиваля началось возрождение былой славы оркестра Эллингтона уже в эпоху рок-н-ролла. Пластинки с записью этого выступления продавались сотнями тысяч. Самой продаваемой оказалась пластинка «Ellington at Newport», записанная на лейбле «Columbia Records». Дюк Эллингтон пришел к тому, что его оркестр должен играть серьезную оркестровую музыку.

В 1959 году Эллингтон стал обладателем премии «Grammy Awards» за лучший саундтрек к фильму «Anatomy of a Murder». В 1961 году получил номинацию Academy Award закиноленту «Paris Blues». В 1969 году вышел фильм «Change of Mind», музыку к которому также написал Дюк Эллингтон. Его альбом «Far East Suite» в 1967 году получил приз «Лучшее джазовое инструментальное исполнение». В 1969 году альбом Эллингтона «And His Mother Called Him Bill» получил «Грэмми» сразу в шести номинациях. В 1971-72 годах «Грэмми» взяли альбомы «New Orleans Suite» и «Togo Brava Suite», соответственно.

Эллингтона наградили орденом Почетного легиона Франции. Для его оркестра были открыты двери Белого Дома и резиденции королевы Англии, для которой он сочинил «Королевскую сюиту», записав ее на отдельную пластинку в единственном экземпляре, которую вручил королеве.

В 1972 году врачи поставили Эллингтону страшный диагноз – рак легких. 24 мая 1974 года Дюка Эллингтона не стало. После смерти отца оркестр Эллингтона возглавил его сын Мерсер Эллингтон, а с 1996 года управлять оркестром стал внук Эллингтона.

В 1976 году «Грэмми» был удостоен альбом «The Ellington Suites» уже после смерти великого музыканта.