Главная

Соул и фанк - это два очень близких, но все же различающихся стиля музыки второй половины 20 века. Отделить соул от фанка сложно даже специалистам, которые сходятся во мнении, что фанк является продолжением музыки соул. Но однозначно резкую грань между ними провести невозможно.

«Соул» означает «душа». Это название возникло на волне протеста чернокожего населения США, которое пыталось преодолеть расизм белых. Последние полагали, что негры – это всего лишь потомки рабов. Негры подобны животным. У них нет души, поэтому убить негра не грех. Верующая часть темнокожего населения США поставило в основу борьбы негров за вживание идею о том, что у негров, как и у белых, есть душа. Негры стали объединяться в так называемые соул-братства. Музыка соул сложилась в середине 50-х годов прошлого века на основе достигшего своего расцвета «темнокожего» ритм-энд-блюза, который впоследствии развился и был назван рок-н-роллом для того, чтобы эта музыка была принята белым населением. В среде верующих афроамериканцев ритм-энд-блюз соединился со спиричуэлз – духовными песнопениями - и госпелом. Из этой гремучей смеси и возник соул.

Своим рождением музыка соул обязана певцу Рэю Чарлзу. Впоследствии ей помогли стать на ноги Джеймс Браун и Сэм Кук. В музыке соул образовались два направления: социальное и развлекательное. Социальное направление создал Джеймс Браун. Его музыка обращена к темнокожему населению США, к его проблемам и жизненной неустроенности. Родоначальником развлекательного направления соул стал Рэй Чарлз, который исполнял легкие непритязательные лирические композиции.

Музыка соул постепенно стало коммерческой. Появилось огромное количество звукозаписывающих компаний, из которых особо следует выделить две: детройтскую «Motown» и мемфисскую «Stax». «Motown» организовал негр Бери Гордии. Компания стала записывать музыкантов, работающих в развлекательном направлении соул, которые впоследствии получили всемирную известность: Дайана Росс, Марвин Гей, Стиви Уандер, Майкл Джексон. «Stax» стремилась записывать музыку социальной направленности, которая была присуща соулу изначально. Представителями этого направления сталиУилсон Пикетт, Руфас Томас, Отис Реддинг.

Переломным моментом для музыки соул оказался 1968 год, когда был убит чернокожий лидер Мартин Лютер Кинг и в США начались политические волнения темнокожей части населения. Негры стали бороться за свои права. Многие даже принципиально отказались от христианского вероисповедания, приняв мусульманство и поменяв свои христианские имена.

Соул-исполнители не остались  стороне. Арета Франклин – соул-певица номер один – записала несколько композиций, где был открыто выражен протест против расовой дискриминации. ДжеймсБраунисполнилхит «Say It Loud, I' m Black and I' m Proud!» («Скажи это громко - я черный, и горжусь этим!»). С этого момента принято говорить о перерождении соул в фанк. Фанк отличается от музыки соул большей остротой и жесткостью.

Фанк – это жаргонное слово, которое частенько употребляли жители негритянских кварталов. В русском языке аналогов перевода этому слову нет. Значение его таково: «запах сексуально возбужденного человеческого тела». По отношению к музыке слово «фанк» впервые употребил джазмен, композитор и пианист Хорас Сильвер, который назвал одну из своих пьес «Funky Hotel» (1952 год). После этот команда «Dyke the Blazers» назвала свой хит «Funky Broadway». Поплярность это название получило опять же благодаря Джеймсу Брауну.

Фанк изначально был разновидностью энергичного джаза 50-х – 60-х годов прошлого века. Ярким примером такой музыки могут служить композиции Хораса Сильвера, Квинтета братьев Эддерли, Арта Блейки и «Jazz Messengers», Стенли Таррентайна, Доналда Берда, Гранта Грина (слушай альбом «His Majesty King Funk»), Джимми Смита (хаммонт-орган) и Джека МакДаффа.

В музыкальном отношении фанк отличается от соул ритмической структурой. Соул – это триоли, в одной четверти такта здесь три восьмых. Фанк – это восемь восьмых, с делением каждой четверти пополам с небольшим смещением – так называемый ритм шаффл. Фанк отличается также разнообразием музыкальной фактуры, обилием синкоп и простотой гармонических структур. В основе фанка обычно один аккорд, но сложная ритмическая составляющая.
Как говорилось выше, центральной фигурой соула и фанка стал певец Джеймс Браун. Он был на пике популярности на рубеже 60-70-х годов. Примером фанка могут послужить его альбомы «Sex Machine Today» и «Body Heat». Последователями Брауна стали гитарист Джордж Клинтон – создатель команд  «The Parliament» и «Funkadelic» - и бас-гитарист Бутси Коллинз со своей командой «Bootsy s Rubber Band».

Кстати, знаменитую «козу» (фигуру из пальцев с поднятым мизинцем и указательным пальцем), которая обозначает букву U – первую в слове Unity («единство»), Джордж Клинтон использовал на обложках своих дисков. Благодаря ему стал также популярен лозунг «One Nation united under the Groove», что переводится как «Одна нация, объединенная чувством ритма».

Другими представителями жесткой, агрессивной музыки фанк стали Ларри Грэм, команды «Kool and the Gang», «Ohio Players», братья Джонсон, Арчи Шепп, Альберт Айлер, Фарао Сандерс. Их музыка соответствовала духу борьбы с расовой ненавистью.

В это же время подъем испытывал и Blueyed Soul («голубоглазый соул») – музыка которую играли белые музыканты Джо Кокер и Дженнис Джоплин, команды «Righteous Brithers», «Young Rascals», «Delaney and Bonnie», «Averige White Band».

Но политическая составляющая идеологии фанка постепенно стала сходить на нет. Фанк стал приближаться к популярной музыке, которая, однако, отличалась сложными ритмическими и гармоническими конструкциями. Здесьможноназватькоманды«Earth», «Wind Fire», «Tower of Power». На волне фанка оказались Майкл Джексон, Принц, Стиви Уандер.

Фанк стал «отцом» диско и фанки-фьжн, которые отличались от него несколько упрощенными ритмическими структурами. В 80-е годы фанк дал целую культуру хип-хоп, которая появилась в черных кварталах различных городов США. Фанк – это основа Aсid Jazz , Jungle , Drum Bass и даже new age. Отмечают особое влияние фанка на jazz-rock/fusion. Если послушать альбомы саксофониста Гровера Уашингтона (70-е годы), то можно понять, насколько глубоко взаимодействие традиций Анка и соул-джаза. Примером же многослойного концептуального фанка стали работы М. Дейвиса (80-е годы: слушай альбом «Man with a Horn»).

Фанки-фьюжн был открыт Хэоби Хенкоком (слушай альбом «Headhunters» 1973 года), которому удалось соединить ритмы поп-фанка с электроникой. Этот вид фанка оказал существенное влияние на кул-джаз, представителями которого стали David Sanborn, Grover Washington, Kenny G., Bob James.

Постепенно фанк перестал быть белым и черным. В 80-е годы публика принимала фанк без этого деления. Фанк смешивался с различными музыкальными направлениями и жанрами. Особо следует отметить сочетание его с хип-хопом и брейк-дансом. Фанк стали рассматривать как современный рок. Представители такого фанка Томас Долби, «Level 42»,  «Slangehammer» Питера Гэбриэла.

Нужно сказать, что фанк представлял собой музыку, для восприятия которой слушатель вынужден был приложить определенные усилия. На волне спада интереса к арт-року, хард-року, блюз-року, психоделическому року проявился спад интереса и к фанку. Возникла необходимость в более простой музыке, которой и стал стиль диско.

В 70-е годы фанк в среде профессиональных музыкантов уже был овеян ореолом пренебрежения из-за своей относительной простоты. Критика употребляла термин в негативном значении, когда хотела подчеркнуть, что в музыке нет ничего особо выдающегося.

В 80-е годы диско – порождение фанка – также поднадоел. Фанк-музыка вышла на первый план среди танцевальных ритмов того времени. Она даже составила конкуренцию Hi-Energy. Сегодня фанк можно с уверенностью назвать «папочкой» практически всех современных музыкальных стилей и жанров.