Главная

Рок-н-роллом называют один из первых жанров рок-музыки. Этот жанр сформировался в конце 40-х начале 50-х годов 20 века в Соединенных штатах Америки. Считается, что само название жанра восходит к композициям госпел-исполнителей. В частности называют песню Роя Брауна «Good Rocking Tonight», появившуюся в 1947 году, а также композицию «Rock And Roll» Уайлда Билли Мура, которая была представлена вниманию публики в 1949 году.

Рок-н-ролл берет свое начало преимущественно в блюзе. На формирование жанра существенное влияние оказывают известнейшие американские блюзовые музыканты Роберт Джонсон и Мадди Уотерс. Рок-н-ролл рождается из взаимодействия нескольких музыкальных жанров: блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри. Исполнители ставят задачу найти принципиально новое звучание и находят его.

Само название «рок-н-ролл» в отношении музыкальных композиций стало употребляться благодаря диск-жокею из Кливленда (штат Огайо) Алану Фриду. Именно он предпринял очень многое для того, чтобы сделать новый жанр популярным. Благодаря рок-н-роллу удалось помирить белое и афроамериканское население США, ненавистнические настроения между ними заметно ослабли. Основными характерными признаками рок-н-ролла являются быстрый темп, размер 4/4, в текстах обилие просторечных и сленговых, жаргонных выражений.

Никто уже не сможет точно назвать первый в истории музыки рок-н-ролльный сингл. На этот счет мнения расходятся: одни называют композицию «Fat Man», записанную  Фэтсом Домино в 1950 году. Но, возможно, первой ласточкой рок-н-ролла стала композиция  «Rocket 88» в исполнении Айка Тёрнера, которая была записана в студии Сэма Филлипса в 1951 году. Становление рок-н-ролла непременно связано с именами великих и могучих Фэтса Домино, Бо Диддли, Била Хейли, Литла Ричарда, Чака Берри и, конечно же, «короля рок-н-ролла» Элвиса Пресли.

Фэтс Домино продемонстрировал новоорлеанское буги-вуги, которое со всей уверенностью уже можно было называть настоящим рок-н-роллом. В 1954 году выходят два сингла Била Хейли «Rock Around The Clock» и «Shake Rattle And Roll», которые перенесли рок-н-ролл из поля  экспериментальной, никому не известной музыки американского юга в мейнстрим. Литл Ричард заложил основы рок-н-ролла как бунтарского течения в музыке: ритмы его композиций, сопровождавшиеся форменным беспределом на сцене и громкими выкриками, были вызовом обществу. Музыка Литла Ричарда стала основой гаражного рока и протопанка, появившихся позднее. В 1955 году вышел первый сингл Чака Берри, который является основоположником рок-поэзии и, шире, рок-стиля. Основные признаки этого стиля проявлялись в особых остроумных, вызывающих, бунтарских текстах песен, в эпатирующей манере поведения на сцене и в манере игры на гитаре, которые были подхвачены широкой публикой практически моментально.

Рок-н-ролл рождался в противоречивой конкурентной борьбе афро-американких и белых музыкантов. Изначально рок-н-ролл был исключительно привилегией темнокожих исполнителей. Но впоследствии пальма первенства в рок-н-ролле стала принадлежать белому Элвису Пресли, которому удалось сделать рок-н-ролл не просто популярным музыкальным жанром, но образом жизни широких молодежных масс не только в США, но и во всем мире. Элвис был чрезвычайно популярен, несмотря на то, что качество его музыкальных композиций не шло ни в какое сравнение с композициями темнокожих музыкантов.

Позже появились новые, молодые музыканты: Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран. Рок-н-ролльные исполнители имели огромный коммерческий успех. Известные лейблы устроили настоящую охоту за молодыми талантливыми рок-н-ролльными командами.

США были не единственным центром развития нового жанра. Рок-н-ролл развивался и в Европе. Оплотом европейского рок-н-ролла стала старушка Англия. Если в США рок-н-ролл формировался преимущественно на основе блюза, ритм-энд-блюза, джаза, кантри, буги-вуги, которые уже давно исполняли темнокожие музыканты Америки, то в Англии на формирование рок-н-ролла оказала огромное влияние музыка в жанре скиффл. Одними из самых ярких представителей этого жанра в Англии были Лоно Донеган и Джон Леннон со своей командой «The Quarrymen». Пионером английского рок-н-ролла в 1950-х годах был Клифф Ричард и The Shadows. Композиция Клиффа Ричарда  «Move It» потеснила в хит-парадах американцев.

Но стремительный подъем жанра сменился столь же быстрым кризисом и упадком рок-н-ролла в начале 1960-х годов. Многие музыканты погибли, Чак Берри попал в тюрьму, Элвис Пресли ударился в кинематограф. Другие музыканты сосредоточились на блюзе, ритм-энд-блюзе, кантри. Рок-н-ролл заходил в тупик, несмотря на появление твиста Чабби Чеккера и калифорнийского сёрф-рока  «Beach Boys».

Рок-н-рол и погиб бы, если бы не «британское вторжение», в центре которого стояли «Beatles». Британцы перепели многие хиты Чака Бери и Литла Ричарда. «Британское вторжение» открыло рок-н-роллу второе дыхание.

Дальнейшее развитие рок-н-ролла как музыкального жанра шло неравномерно: рок-н-ролл то возгорался, то затухал. Пики возгорания рок-н-ролла приходились на конец 1960-х годов, когда на первый план вышли группы «Creedence Clearwater Revival», «Mungo Jerry», на середину 1970-х годов – этот период связан с именами Кэта Стивенса и «Showaddywaddy»; и на конец семидесятых – начало восьмидесятых годов с возрождением интереса к рокабилли в среде панк-коллективов.

Рокабилли – это разновидность рок-н-ролла, которая образовалась из взаимодействия рок-н-ролла и южной разновидности кантри – хиллибилли с примесью блюза. Эту музыку исполнял Элвис Плесли. Другими представителями этой разновидности рок-н-ролла были Джонни Кэш, Эдди Кокрэн, Джин Винсент, Карл Перкинс. Впоследствии рокабилли превратилось в движение приверженцев культуры «Fifties» (50-х годов) по всему миру. Центром этого движения, как ни странно, стала Европа. Неорокабилли связано с группами «Stray Cats», «The Cramps», «Heavy Trash». На волне рокабилли в 80-х годах в Советском союзе возникают рок-группы «Браво», «Бригада С», «Мистер-Твистер», «Ночной проспект», «Зоопарк», «Секрет». Особо следует отметить две питерские команды «Meantraitors» и «Swindlers», которые были связующим звеном между Советским Союзом и мировым рокабили-движением.

1986 год является годом учреждения «Зала славы рок-н-ролла», состав которого ежегодно пополняется на специальной церемонии в Нью-Йорке. С 1993 года в Кливленде (США, штат Огайо) существует музей «Зала славы рок-н-ролла».

Наиболее известные исполнители рок-н-ролла:

Чак Берри

Ричи Валенс

Джин Винсент

Ванда Джексон

Бо Дидли

Фэтс Домино

Эдди Кокран

Литл Ричард

Джерри Ли Льюис

Рики Нельсон

Рой Орбисон

Карл Перкинс

Элвис Пресли

Билл Хейли

Бадди Холли