Главная

Прогрессивный метал сформировался к 90-м годам 20 века. Но своими корнями этот стиль метала уходит в далекие 60-е – 70-е годы. Этот сталь появился в пространстве взаимодействия множества музыкальных стилей и прежде всего прогрессивного рока, гранжа и хэви-метала.

От прогрессивного рока были заимствованы приемы композиции, музыкальные размеры, нестандартные гармонические ходы и сочетания. Для прог-метала характерны довольно длительные композиции, сложная исполнительская техника, сочетание в текстах лирического и эпического начала. Музыка достаточно сложна для восприятия и нестандартна.

В 60-70-е годы основы прог-метала находят в творчестве команд  «Yes», «Pink Floyd», «King Crimson», «Genesis» и «Rush». Но это еще далеко не прог-метал, а скорее прогрессивный рок. В 80-е годы стиль прогрессивного метала приобретает индивидуальные черты и наиболее четко проявляется в творчестве команд «Dream Theater», «Queensrÿche» и «Fates Warning», которые рискнули свести элементы прогрессивного рока и хэви-метала, опираясь на саунд команд «Metallica», «Megadeth», «Deep Purple», «Black Sabbath», «Death» и «Iron Maiden». Получилось нечто, называемое прог-металом.

Процесс формирования прогрессивного метала приходится на 90-е годы. В 1990-м году появился альбом группы «Queensrÿche», который назывался «Empire». В нем была композиция «Silent Lucidity», которая занимала первые места в различных хит-парадах на радио и музыкальном телевидении. Это был еще далеко не прогрессивный метал. Но с этой композиции собственно все и началось. Потому как благодаря ней команда «Queensrÿche» стала известной широкой публике. Это послужило основой для появления множество команд, исполняющих музыку, которую впоследствии назовут прогрессивным металлом. В 1993 году на передовую выходит команда «Dream Theater», исполнив композицию «Pull Me Under». Это второй толчок к развитию прогрессивного метала, хотя сама композиция по всем признакам является хэви-металической.

С середины 90-х годов прогрессивным металлом стали называть музыку, которая расслаивается на множество подстилей, часто достаточно неблизких друг другу. Например, прогрессивный метал играют команды «King's X» и «Opeth», которые совершенно различны в музыкально плане, если не противоположны. «King's X», в частности, бас-гитарист Джефф Амент заявили, что именно они являются чуть ли не родоначальниками гранжа. Действительно творчество команды очень повлияло на формирование этого стиля, но абсолютизировать это заявление не стоит. Что касается команды «Opeth», то их творчество можно отнести скорее к дэт-металу благодаря наличию в композициях гроулинга, тяжелого гитарного саунда и усложненных в техническом и композиционном отношении музыкальных произведений.

На формирование стиля не самое малое влияние оказала европейская классическая музыка. Элементы классики легко обнаружить в композициях групп «Symphony X» и «Spock's Beard». Элементы джаза можно услышать в творчестве «Liquid Tension Experiment». Вы скажете: импровизация в хеви-метале – это невозможно. Ответим: а почему бы и нет. Есть команды которые смешивают в композициях прогрессивный метал, дэт-метал, джаз, фьюжн. Например, команда «Focus».

Отдельно следует назвать команду «Тооl», которая поднялась в середине 90-х годов со своим вторым по счету альбомом «Aenima». Стиль отличают случайные музыкальные размеры, сложность музыки и структуры композиций. Альбом 2001 года «Lateralus» закрепил за группой статус прогрессивно-металического стиля.

Среди отечественных команд, делающих прогрессивный метал можно назвать «Mechanical Poet» (Москва). Стиль продолжает формироваться, он чрезвычайно сложен даже для подготовленного слушателя. Перечислимегоосновныхпредставителей: «Adagio», «Aghora», «Ayreon», «Cosmosquad», «DGM», «Disillusion», «Dream Theater», «Evergrey», «Fates Warning», «Mindflowers», «Opeth», «Pain of Salvation», «Portal», «Psychotic Waltz», «Queensrÿche», «Riverside», «Rush», «Mechanical Poet», «Savatage», «Symphony X», «Tool», «Watchtower», «Magellan», «Royal Hunt», «Elegy», «Shadow Gallery», «Black Symphony.