Главная

Блэк-метал – это экстремальный, жесткий стиль металической музыки. Название этого стиля происходит от английского слова «black», которое переводится как «черный, темный». Этот металлический стиль появился в 80-х годах прошлого века.

Многие музыкальные критики говорят о том, что у блэк-метала есть основоположники – команда «Venom» со воим альбомом «Black Metal», с которого, собственно, стиль и начался. Говорят, что именно эта команда впервые употребила название «Black Metal». Однако существует и другая точка зрения, согласно которой основателем стиля является группа «Bathory». К кому прибиться – выбирайте самостоятельно.

Существует, как минимум, две волны блэк-метала.  Музыку первой волны называют прото-блэк-металом. К первой волне относят команды «Venom» и «Bathory». Вторая волна блэк-метала пошла в 90-е годы и формировалась в своем большинстве норвежскими и шведскими исполнителями, коих было великое множество (см. стили блэк-метала).

Интересно, что блэк-метал имеет свою идеологию. В границы идеологии стиля вовлечены сатанизм, оккультизм, война, отрицание всего на свете, всеохватывающая ненависть, язычество, нацизм. Это музыка городской бедноты, молодежи рабочих кварталов, которая оказалась озлоблена на жизнь, которая склонна протестовать против закона, сложившегося жизненного уклада. Это музыка молодежи, которая помогает ей подогревать в себе агрессию  держать себя в агрессивном тонусе постоянно.

Несколько слов о музыкальных характеристиках стиля. Во-первых, это множество скоростных барабанных (бласт-бит - от 70 до 500 ударов в минуту) и гитарных (тремоло) партий. Для гитар характерен высокий режущий звук. Вокал составляют ноты очень высокого диапазона, так называемый скримминг. Присутствует и низкий вокал – гроулинг. Главным инструментом в блэк-метале является, конечно же, соло-гитара. Бас – гитара, а также клавишные практически не используются в качестве солирующий. Они всегда где-то на фоне, но никогда не бывают на первом плане, в отличие, например, от симфоник-метала, где синтезатор становится часто солирующим инструментом.

Следует также упомянуть и об имидже блэк-металистов. Тут сталкиваемся с потрясающим разнообразием фасонов, главным признаком которых является агрессия: это либо стилизации под военную форму, часто фашистскую, либо варварскую. В общем толпа блек-металистов напоминает разъяренных варваров, оказавшихся чудесным образом смешанными с солдатами Третьего рейха и готовых на многое ради отстаивания своих интересов. Сюда же добавляют макияж, который называется корпспэйнт и делает металлиста очень похожим на зомби, который только что восстал из ада.

На самом деле, блэк-металисты защищают свои интересы достаточно рьяно. У них в музыкальном отношении шаг влево или вправо – сразу расстрел. Эта публика не любит и не признает никаких экспериментов в своем любимом блэке. И не дай бог – хотя о боге здесь не может быть и речи – блэк-металическая группа начнет эксперименты со звуком. Она сразу станет изгоем, по крайней мере, в среде «ортодоксальных» блэк-металлистов, коим подавай частые барабанные дроби и гитарные тремоло, хотя большинству блэк-металистов такие термины вряд ли вообще известны. В музыке здесь главное – драйв, жесткий ритм и гитарный саунд.

Блэк-метал – это музыка бедных, агрессивных, молодых людей, которым либо нечем заняться, либо хочется соответствовать агрессивному имиджу. Музыка достаточно дешевая. Эта дешевизна поддерживается публикой, которая намеренно не позволяет музыкантам уходить в коммерцию. Поэтому блек-музыка выходит практически исключительно на носителях парадоксально низкого качества и парадоксально малыми тиражами. Это достаточно замкнутый круг поклонников, который не требует большего от музыкантов. Если и говорить о минимализме в музыке во всех отошениях – и в исполнительском, и в коммерческом, - то имя ему «блэк-метал».