Главная

Термин происходит от английского слова «power», которое переводится как «мощь», «сила», «власть». Стиль появился в конце 1980-х годов в творчестве команды «Helloween», которая в 1987 выпустила альбом «Keeper of the Seven Keys». Это произведение и стало образцом пауэр-метала всех времен и народов.

В музыкальном плане пауэр-метал отличается скоростным исполнением композиций и относительной мелодичностью. Это роднит стиль со спид-металом. В тематическом отношении здесь культивируются религиозные, мифологические мотивы. Многое берут из фентези. Например, команда «Blind Guardian» в 1998 году выпустила альбом «Nightfall In Middle-Earth», в основе которого лежат произведения Дж. Р.Р. Толкина.

Пауэр-метал называют еще «счастливым металом», потому что композиции в этом стиле действительно достаточно оптимистичные и жизнеутверждающие. В этом плане пауэр-метал отличается от многих других стилей метала. Пауэр-метал характеризуется преобладанием частого вокала, в отличие от дэт-метала и блэк-метала, где часто используется скримминг или гроулинг. Преобладают высокие и очень высокие партии, часто композиции исполняют фальцетом. Некоторые вокалисты – Ханс Кюрш из «Blind Guardian» - применяют многоголосия. Кстати, первыми это стали делать музыканты группы «Queen». Нужно сказать, что вокальные партии в пауэр-метале настолько сложны, что вокалист часто не может совмещать пение с игрой на музыкальном инструменте.

Ярким примером может быть творчество того же Ханса Кюрша, который оставил свою бас-гитару после записи альбома «Nightfall in the Middle-Earth» группы «BlindGuardian». Исполнять вокальные партии из этого альбома, играя при этом на бас-гитаре, не представлялось возможным. По той же причине Кай Хансен сделал Майкла Киске вокалистом команды «Helloween», а после образования группы «Gamma Ray» в качестве вокалиста был приглашен Ральф Шиперс.

Для стиля характерны сложные пассажи на бас-гитаре, смена темпа в сторону замедления, быстрые и техничные гитарные соло. Барабанщик обычно играет в две бочки, т.к. игра на ударных бывает достаточно скоростной: преобладают шестнадцатые длительности.

Клавишные музыканты используют часто, но они не играют солирующих партий, а как правило, идут фоном. Лишь в отдельных случаях возникает симфонические элементы в структуре композиции. Примером может служить творчество «Rhapsody», которое называют «Hollywood Metal».

Пауэр-метал делят на по его происхождению на музыку американского и европейского континентов. На американском континенте пауэр-метал испытал сильнейшее влияние таких команд как «Rainbow», «Iron Maiden», «Judas Priest», «Dio», «Queensryche» и «Helloween». Основателями нового стиля метала считают команды  «Iced Earth» и «Nevermore». Но на американском континенте стиль не получил дальнейшего развития, как это произошло в Европе, т.к. здесь стиль был подавлен треш-металом. С другой стороны, пауэр-метал здесь все еще существует в творчестве команд «Zandelle», «Gothic Knights», «Phoenix Reign», «Twilight Odyssey», «Virgin Steele». Последние являются одними из основоположников стиля. Стоит назвать также команду «Kamelot» из Флориды и «Cellador» из Небраски, которые ближе к европейскому пауэр-металу и работают с известным лейблом «Metal Blade Records».

На европейском континенте стиль начался в 80-е в творчестве команд «Helloween» из Германии и «Europe» из Швеции. Они соединили металлический саунд с оркестровой симфонической музыкой. За ними последовали музыканты команд «Rhapsody», «Angra» и «Nightwish». В последнее время стало принято говорить о трех школах пауэр-метала: итальянской (основатели «Rhapsody»), немецкой (основатели «Helloween») и финской (основатели «Stratovarius»).

В России пауэр-метал стали играть в начале 90-х годов команды «Эпидемия» и «Archontes». К концу 90-х число команд увеличилось: «Catharsis» (1997), «Arida Vortex» (1998), «Арда» (2000). Некоторые российские команды стали использовать в пауэр-метале характерные элементы русского романса. Но стоит сказать, что в России пауэр-метал музыка только начинает формироваться.