Главная

Литавры (от греческого polytaurea) – один из древнейших ударных музыкальных инструментов. Так называют обычно парные, большие котлообразные барабаны с одной мембраной. С 17 века музыкальный инструмент входит в состав симфонического оркестра. Звучание современных литавр можно подстраивать при помощи специальных винтов или ножной педали. Звучание литавр можно услышать не только в классической музыке, но и в других музыкальных жанрах: эстрадных, джазовых, этнических.



Палочки для этого ударного инструмента могут быть деревянными, тростниковыми или металлическими с круглыми наконечниками, которые обтягиваются специальным материалом фильцем. Звучание литавр во многом зависит от того, как выполнены наконечники. Они могут обтягиваться кожей, войлоком или вовсе быть деревянными.

В старину литавры или их прообраз также называли тимпанами. Считается, что это название произошло от греческого «тупто», означавшего «бить», «выбивать», «ударять». Однако подобные ударные инструменты появились ещё до возникновения цивилизации древних греков. Конечно, за много веков они значительно изменились и усовершенствовались, но, когда человек впервые натянул кожу на выдолбленный ствол дерева и стал использовать в качестве примитивного барабана, теперь уже не сможет сказать никто. Аналоги литавр существовали практически у всех народов ещё в древности и невозможно сказать, кто именно является их изобретателем.

Сама форма литавр с античных времён практически не изменилась. Изменениям в основном подвергались материалы, из которых производился инструмент, и способ извлечения из него звуков. Даже в наше время у разных этнических групп используется подобный более примитивный и маленький ударный инструмент, по которому музыкант бьёт ладонями.

Существовали литавры обычно в двух видах: маленькие и лёгкие – переносные и большие и тяжёлые - стационарные. Обычно этот музыкальный инструмент использовали во время праздников или других радостных событий. Отсюда пошло выражение «бить в тимпаны», означавшее выражение бурной радости, ликования и веселья. Легкий тимпан в последствии преобразовался в современный бубен, а тяжёлый - в литавру.

В Европе литавры стали распространяться в средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XVвеке, желая взять в жёны дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже тогда являлось то, что они могли издавать звуки определённой частоты. «Котёл» литавры изготавливался из меди, к которому с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причём среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную кожу.

Ноты для этого музыкального инструмента обычно пишут в ключе Fa в их действительном значении. Так стали поступать ещё со времён Бетховена. С тех времён практически ничего не изменилось, добавились лишь чистые и уменьшенные квинты, малой секстой и чистой октавой, образуемой из двух крайних ступеней звукоряда, которые приняты для литавр в оркестре. Композитору же в современных условиях необходимо в начале каждого музыкального отрывка указать звуки, которые он хочет отвести литаврам.

Как уже было сказано, звучание литавр может настраиваться при помощи винтов – такие литавры называют винтовыми - и при помощи педали или рычага – это механические литавры. Всё дело в том, что время, отведённое музыканту для перенастройки инструмента, обычно очень ограничено, и делать это при помощи винтов, изменяющих натяжение мембраны, было не очень удобно. В механических литаврах это делается при помощи педали или рычага, что позволяет ускорить процесс настройки, а при использовании педали ещё и освободить руки, что является большим преимуществом таких инструментов перед другими.

В основном классические большие литавры применяются в симфоническом оркестре. Иногда в его состав их даже входит несколько штук, каждая из которых может быть настроена под разное звучание. Небольшие литавры используются как на эстраде, так в этнической музыке.