Главная

Музыка регги берет свое начало на Ямайке, где она появилась в 60-х годах 20 века. Это конгламерат элементов народной ямайской музыки, фольклора Латинской Америки и ритм-энд-блюза, который постонно крутили местные радиостанции. На формирование регги влияние оказала также и ска-музыка. Когда из ска-музыки исчезли духовые инструменты и стали применяться электрогитары и бас-гитары, появилась регги.

Музыка регги представляет собой ритм, в котором практически нет сильный долей, а начало такта, как правило, пропускается. Некоторый акцент делается на вторую или третью четверть. В партии барабанов преобладают синкопированные ритмы, а бас играет мелодию, а не поддерживает ритм. Прослушивание регги заключается в том, что слушатель должен поймать в музыке позитивные вибрации. А для этого желательно расширение сознания при помощи курения травки (конопли). Такова идеология регги.

Никто толком не может объяснить, как появился термин «регги». На этот счет есть разные мнения. Одни считают, что термин происходит от английского словосочетания, которое переводится как «рваный ритм». Есть и другая точка зрения, согласно которой в столице Ямайки Кингстоне жаргонное слово «стреггей» является названием уличной барышни. Третьи считают, что термин происходит от названия африканского племени в Танганьике.

Регги стала популярной во многом благодаря продюсерам, которые приезжали на Ямайку, записывали многочисленные группы, исполнявшие регги, платили музыкантам гроши, а затем привозили музыку регги в США и продавали ее, получая неплохие деньги.

В отношении музыки термин «регги» стал употребляться с подачи команды "Мэй-тэлз", которая выпустила альбом под названием "Do the Reggae". Однако идолом регги считается Роберт Неста Марли – Боб Марли, который в 1963 году основал команду "Wailers". В команде первоначальнобылиНеаилл О'Райли Ливингстон, выступавший подименемБэнни Уэйлер, и Хьюберт Макинтош, которого называлиПитер Тош. Потом обратилась с регги. Боб Марли стал растафарианцем. Команда записывалась на студии «Island», которую создал на Ямайке Крис Блэкуэлл. Первоначально команда "Wailers" играла музыку в стилях ска и рокстэди. Но в 70-е годы Боб Марли остался один.

Боб Марли стал давать концерты в США. Музыкальные критики в один голос стали называть его «королем регги». Марли был действительно талантливым музыкантом, композитором и исполнителем. Журналисты ставили имя Марли в один ряд со Стиви Уандером и Смоуки Робинсоном. Музыка Боба Марли транслировалась на всех радиостанциях США в 70-е годы. И, что самое интересное, музыку чернокожего автора предпочитали преимущественно представители белого населения США.

Творчество Боба Марли дало толчок к появлению многочисленных команд, исполняющих музыку регги. Известны ямайские группы "Toots And The Maytals", "Birning Spear", "Big Youth", которые состояли преимущественно из темнокожих музыкантов, и американские «белые» группы. В 1972 году под влиянием регги Пол Саймон исполнил песню "Mother And Child Reunion", которая стала первой в различных хит-парадах США. В 1974 году Эрик Клэптон обращается к творчеству Боба Марли и записывает его композицию "I Shot The Sheriff".

Во второй половине 70-х годов оформился особый стиль музыки регги, который называется Rocksteady. Эта музыка отличается более медленным темпом исполнения и религиозной тематикой текстов композиций. Ярчайшим представителем этого стиля регги являются «The Congos» (слушай их альбом «The Hart of the Congos», 1977 года). Этот стиль регги появился как соединения регги с элементами соул.

Регги-группы появлялись и на европейском континенте. В их числе можно назвать команды "Aswad", "Black Slait", "Steel Pulse". Интересно, что английские панки принимали музыку регги, которая, по их мнению, как и панк, являлась формой выражения протеста и полной противоположностью глэм-року, слушать который они наотрез отказались. Панк и регги стали взаимодействовать. Боб Марли в 1977 году даже сочинил композицию, которую назвал "Punky Reggae Party". Английские панк-группы также исполняли и записывали композиции Боба Марли.

В конце 70-х годов регги распространялось на волне движения «Рок против расизма», которое развернуло свою деятельность в виде многочисленных рок-концертов, где темнокожие и белые музыканты выступали совместно. Результатом проведения таких концертов было то, что музыка регги стала коммерчески успешной.

Кроме этого, возник особый стиль регги, называемый регги-роком. Но не стоит забывать, что первоначально регги соединилась с панком. Этот синтез назывался ту-тон-бит. Название было символично. «Ту-тон» - это два цвета, под которыми понимали музыку темных и белых исполнителей. В Англии появилось множество групп, в которых были музыканты с разным цветом кожи. Они пели о проблемах молодежи, о социальной несправедливости. Одной из таких групп была Madness". Группа испытывала подъем в 80-е годы. Музыканты соединяли регги с элементами ска, джаза, ритм-энд-блюза и популярной музыки. Именно эта группа заложила основы музыки «новой волны».

Регги-рок исполняли «UB-40». В команде были музыканты с разным цветом кожи, хотя группу относят к «белому регги». Название было вызывающим. Так же называлась форма, которую было необходимо заполнять безработным. Песни носили во многом социальную направленность. Но большинство их было рассчитано не просто на пассивное прослушивание, а на то, чтобы публика двигалась. Нужно сказать, что композиции хотя и были монотонными и длинными с большим числом повторений, но были исполнены на очень высоком профессиональном уровне. Кстати, когда группа приезжала в Москву, российские слушатели приняли ее за рок-команду. Солист группы Али Кемпбеял был вынужден неоднократно призывать публику танцевать, объясняя, что группа «UB-40» не роковая.

Другая английская регги-рок группа "Police" не исполняла песни с социальной направленностью. Они делали акцент на мелодию, интересные оркестровки и джазовые гармонии.

Электронная регги-музыка называется Dub. В настоящее время этот стиль очень развит в России. В качестве примеров назовем команды «Dub TV» и «Dub Syndicate».