Главная

Треугольник – один из самых простых музыкальных инструментов, использующихся в современном симфоническом оркестре. Он действительно представляет собой металлический прут, согнутый в форме равнобедренного треугольника. Треугольник не является замкнутым – в одном из его углов концы прута находятся близко друг к другу, но не соприкасаются.



Звук извлекается ударом по треугольнику деревянной или металлической палочкой. Звучание инструмента зависит от материала, из которого изготовлен сам треугольник и палочка, а также от места удара. Треугольник подвешивается за замкнутый угол на тонкой проволоке или тесёмке.

Когда и где впервые появился этот инструмент сказать достаточно сложно. Некоторые специалисты предполагают, что он в Европу он пришёл с востока, а произошло это примерно в начале XV века. Долгое время он считался народным инструментом, но в XVIII веке благодаря таким великим композиторам как Моцарт и Глюк он твёрдо закрепился в составе симфонического оркестра. Первое появление треугольника в симфоническом оркестре относят примерно к 70-м годам XVIIIвека.

 

Чуть раньше он стал использоваться в военных оркестрах. Есть сведения, что в России в войсках его использовали  ещё во времена Елизаветы. В нашей стране он почему-то получил название трензель. Однако это название за треугольником закрепилось лишь в военном оркестре – в симфоническом оно оставалось прежним.

Не смотря на кажущуюся простоту инструмента, он должен изготовляться по строго определённым правилам. Для изготовления треугольника используется специальная сталь, которую иногда называют серебрянкой – так как она издаёт особый «серебристый» звук. Металл этот очень упругий и достаточно жёсткий. Надо сказать, что не везде параметры треугольника одинаковы: так например во Франции он немного меньше, чем в нашей стране. Наиболее распространёнными значениями величин являются 6, 8 и 10 дюймов (величина основания треугольника). Сечение самого прута также различается, Основным определяющим фактором в этом случае считается звучание инструмента.

Подвес для треугольника в настоящее время также используют особый – если раньше для этого использовали любую подходящую верёвку, то теперь таковым является струна.

Дело в том, что именно струна практически не глушит звучания инструмента. По той же причине не имеет ручек и палочка, при помощи которой из инструмента извлекается звук. Толщина палочки зависит от того, какой, собственно, звук необходимо извлечь. Обычно используют палочки трёх типов – тонкую, среднюю и толстую. Чаще применяются палочки из того же материала, что и сам инструмент, но иногда они могут быть и деревянными. В то же время считается, что треугольник не принадлежит к тем инструментам, из которых можно извлечь звук строго определённой частоты. Могут применяться две палочки сразу, которые музыкант держит в левой и правой руке – таким образом он может выстукивать определённый ритм.

Сила извлекаемого звука обычно также зависит от желания композитора. Исполнитель же добивается его не только изменением силы удара, но места, по которому он наносит его. Звук в середине более сильный, чем ближе к углам. Продолжительность звука исполнитель также может регулировать. Делается это достаточно легко – он просто прикасается к треугольнику пальцем, делать это можно в любой точке поверхности.