Главная

Кантри-музыка – это фольклорная музыка Англии, Ирландии и Шотландии, которую в 17-18 веках привезли в США переселенцы из Европы. Этот музыкальный стиль долгое время существовал в Америке, особенно в южных штатах, откуда он распространился на Восток и Запад США. К кантри относится и религиозная музыка, и ритуальные песни. Основы музыки кантри были заимствованы у кельтов. Кантри традиционно исполняется на струнных инструментах. Это прежде всего цимбалы и скрипка-фиддл, под которую произносили речитатив о красотах природы, несчастной любви и тому подобные вещи. Позже с этим инструментам присоединилась мандолина и гитара

Переселившись на американский континент, кантри-музыка стала преимущественно танцевальной. Ее исполняли струнные оркестры, которые делали акцент на мелодии. Так оформился стиль блюграсс. Другие исполнители сосредоточились преимущественно на вокальной составляющей кантри и исполняли религиозную музыку. Так появился стиль госпелс.

Считается, что первой композицией в стиле кантри стала «The little old log cabin in the lane» (1871 года). Ее исполнил Уилл Хейсс из Кентукки. Однако основателем стиля кантри считается Хэнк Уильямс (1923-1953 годы). В 1925 году кантри называли хиллибилли. Тогда на волне успеха была кантри-группа «Carter Family». С 1927 по 1943 годы длился «золотой период кантри-музыки».

В 30-е годы кантри музыку стали исполнять с контрабасом и гавайскими гитарами. Добавились и ударные инструменты. Исполнители выходили на сцену обязательно в ковбойских костюмах.

Именно в 30-х годах 20 века в США произошло разделение кантри музыки на две разновидности: кантри-музыка, которую исполняли биг-бэнды, и кантри с элементами джаза, блюза и польки – так называемое кантри-свинг. В 40-е годы в кантри стал усиливаться элемент импровизации. Сформировался стиль кантри-энд-вестерн. Кантри был популярен и во время Второй мировой войны.В 40-е годы звездами хонки-тонк были Тед Дэффан, Флойд Тиллман, Мун Малликан, Элтон Брит и его композиция “There’s A Star Spangled Banner Waving Somewhere” – «золотая композиция» в стиле кантри. Здесь же стоит упомянуть имена Хэнка Вильямса и Джонни Хортона.

Стиль кантри считается неотъемлемой частью рок-н-ролла, хотя рок-н-роллу и кантри совместное существование давалось нелегко. Все началось с Элвиса Пресли, который сочетал в своем творчестве ритм-энд-блюз с элементами кантри. Пуристы от кантри смотрели на такие эксперименты с пренебрежением. Они были против того, что в традиционную музыку американских рабочих и крестьян привносят новые элементы. Тем более, что кантри всегда был музыкой белого населения США, которое считало негров людьми второго сорта, рабами. А тут Пресли посмел совмещать белую музыку кантри и чернокожий ритм-энд-блюз. Так за музыкой кантри, точнее за ее поклонниками закрепился ареол политических консерваторов и даже расистов. Сторонники кантри, в свою очередь, считали рок-н-ролльщиков чуть ли не коммунистами.

Итак, «черную» и «белую» музыку соединил Элвис Пресли. Образцами такого объединения можно считать его синглы "That’s All Right Mama", "Blue Moon Of Kentucky", "Milkow Blues Boogie", "Baby Let’s Play House", "Mystery Train". Сюда же можно отнести и двойной релиз "Sunrise". Стоит заметить, что изначально Элвис был исполнителем кантри, а не рок-н-ролла. Он приезжал на многие кантри-фестивали и щоу. В 1955 году он даже получил "Country Music Disc Jockey’s Louisiana".

Стоит сказать, что кантри и рок-н-ролл соединялись в пространстве движения рокабилли. Карл Перкинс написал композицию  "Blue Suede Shoes", которая была построена на сочетании элементов кантри и ритм-энд-блюза. Она стала безумно популярна. Занейпоследовалишедеврырокабилли"Honey Don’t", "Everybody's Trying To Be My Baby", "Matchbox", "Lend Me Your Comb". ЗдесьжестоитупомянутьипианистаДжерриЛиЛьюиса, которыйработалсПеркинсомизаписалкомпозиции"Whole Lotta Shakin' Coin' On", "Great Balls Of Fire", "Breathless" M "Real Wild Child", которыесталихитами.

Смешивал стили и Чак Берри. Стоит послушать его первый сингл, в котором есть просто-таки хит"Maybellene". Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Бадди Холлии и множество других выдающихся кантри-музыкантов с подачи Элвиса Пресли и Карла Перкинса стали смешивать стили и исполнять рок-н-ролл.

Кантри-музыка лежит в основе многих композиций The Beatles (слушай, например, композицию "What Goes On" M "Run For Your Life" изальбома «Rubber Soul» 1965 года).

Нужно сказать, что кумиром битлов был Бак Оуэнс, который исполнял музыку в стиле бейкерсфилд-кантри. Этот стиль появился в британском городе Бейкерсфилд. Это кантри-музыка, которую играют на электрических инструментах. Битлы даже записали кавер на "Act Naturally" Бака Оуэнса. Влияние кантри на творчество The Beatles было очень велико. В 1968 году Ринго на "White Album" исполнил в стиле кантри композицию "Don't Pass Me By".

ПоклонникамикантрибылииRolling Stones. Кейт Ричардс считал своим кумиром Роя Роджерса.

В 60-е годы на подъеме был стиль кантри-музыки блюграсс. Исполнителями в этом стиле были The Dillards и The Kentucky Colonels. В частности нужно упомянуть имя Кларенса Уайта, который позже стал участником группы The Berds, которая впоследствии стал лидером кантри-рока (слушай альбом группы «Turn, Turn, Turn»)

А меж тем в Америке, в Лос-Анджелесе, в начале 60-х набирал силу стиль блюграсс, представителями которого были такие группы, как The Dillards и The Kentucky Colonels. В состав последних входил Кларенс Уайт, впоследствии ставший лидер-гитаристом The Berds. На этой сцене подвизались и будущие рокеры вроде Джерри Гарсиа (позднее игравший в The Grateful Dead), Крис Хиллман (The Berds) и Берни Лидон (The Eagles).

В 1966 году Джин Кларк, который вышел из команды «The Berds» выпусти сольный альбом "Gene Qark With The Gosdin Brothers". Это был гениальный образец кантри-рока.

В качестве представителей кантри-рока Западного Побережья США нудно назвать команду «Buffalo Springfield». Первый альбом «Buffalo Springfield» (1967) был не очень ярок и содержал лишь отдельные элементы кантнри-стиля. Зато третий альбом “Last Time Around” (1968), содержал просто-таки образчики калифорнийского кантри.

На Западном Побережье США кантри-стиль оказал большое влияние на фольк-команду «The Lovin’ Spoonful» (слушай их альбом "Hums Of The Lovin' Spoonful")

В 1968 году кантри-рок получил сильнейший толчок к дальнейшему развитию благодаря Бобу Дилану, с именем которого связано возрождение интереса к roots-року. Дилан в 1966 году выпустил альбом "Blonde On Blonde", в записи которого принимали участие кантри-музыканты. После аварии на мотоцикле в 1966 году Дилан вернулся в свою группу «The Hawks», которая теп6ерь получила новое название «The Band» и стал участвовать в джемах, записи с которых стали рабочим материалом для многих представителей музыкальной индустрии, в частности asid-попа и психоделического рока. Но попав в чужие руки, записи утратили основную идею, которую преследовал Боб Дилан: возвращение к корням. Только в 1968 году его альбом "John Wesley Harding" увидел свет. Последяя композиция в альбоме "I'll Be Your Baby Tonight" исполнена Диланом в чистом стиле кантри-рока.

После этого «The Band» в 1968 году записали альбом "Music From Big Pink", где был аутентичный материал джемов 1967 года. Этот альбом произвер перелом в среде рок-музыкантов. «The Beatles» и «The Rolling Stones» пересмотрели свое творчество, Эрик Клэптон отказался от психоделического блюза. В этом же году выходит пластинка «The Byrds» "Sweetheart Of The Rodeo", на которой звучит кантри-рок в его чистом виде. Но революция в кантри-роке началась не с нее, а с  "Nashville Skyline", который записал Боб Дилан в 1969 году. В первой же композиции – дуэт с Джонни Кэшем. Итак, Боб Дилан и «The Band» стали ключевыми фигурами в развитии кантри-рока.

В 70-е годы, с одной стороны, происходит возвращение к истокам кантри в лице Вилли Нельсона и Вэйлона Дженнигса, а с другой – появляются молодые кантри-музыканты Долли Партон и Кенни Роджерс, которые практически соединяют кантри с поп-музыкой.

Сейчас, как и в 40-е годы классическим кантри считается ханки-тонк, который связан с именами Хэнка Уильямса, Джорджа Джонса, Лоретты Линн и Мерла Хэггерда. Но сегодняшний кантри во многом слился с роком. Существует модерн-кантри, который отличается многочисленными заимствованиями из рока и джаза. Основная тенденция развития кантри-музыки такова: кантри соединяется с элементами джаза, фолка, рэгги и даже рэпа. Примером этому может стать творчество Гарта Брукса, Тима Макгро, Шанайя Твейн, Лиэнн Раймс, Кэрри Андервуд. Слушай также последние альбомы классика кантри Вили Нельсона, который создал творческий союз с рэпером Нелли.