Главная

Готика – это не просто музыкальное направление. Готика – это целая субкультура, которая сложилась отностительно недавно – в середине 80-х годов 20 века. Поэтому готическую музыку следует рассматривать в контексте указанной субкультуры. Что же такое готика и кто такие готы?

В основе готической субкультуры лежит колоссальная философская подоплека. Начнем с того, что готами были племена, которые завоевали Древний Рим. После этого с 4 по 8 века нашей эры готы доминировали над другими европейскими племенами. Однако это никак не связано с тем, что сейчас называют готической субкультурой. Готика в настоящее время – это особое мировоззрение людей, которые относятся к жизни подчеркнуто эмоционально, проповедуют эстетику красоты всего и во всем. Готы романтики и индивидуалисты. Они образуют, казалось бы, замкнутое сообщество, двери которого в то же время открыты для всех. Готы противостоят обществу, подчеркивая свою «особость» манерой одеваться. Они носят черную одежду. Мужчины придерживаются образа ворона, женщины избирают образ вампирши, в котором сочетается кровожадность и непорочность, страстность и холодная неприступность. Они используют большое количество мрачной косметики. По такому имиджу готы узнают друг друга в толпе.

Но готическое мировоззрение выражается не только в манере одеваться. Существует готическая литература, которая представлена в основном писателями и поэтами, следующими философии экзистенционалазма и романтизма: А. Камю, К. Ясперс, Бодлер, Р. Ремарк. Особо можно выделить Мери Шелли и Волпоул. Готы отдают предпочтение кино, где обязательно культивируются темы вампиризма, мистицизма и смерти. Готов часто путают с сатанистами, очевидно из-за их вампирического стиля одежды. На самом деле готы с сатанистами не имеют ничего общего. Готы – это романтики-интеллектуалы, искатели красоты и эмоций.

Термином «gothic» стали называть отдельные произведения рок-музыки в конце 60-х годов прошлого века, например, «KING CRIMSON» и «VAN DER GRAAF GENERATOR». Но в 70-е годы термин «готика» широко не употреблялся. Интересно, что готическая рок-музыка появилась отнюдь не под влиянием средневековой музыки. Большее влияние на становление готики оказала литература: романы эпохи романтизма, где культивировалась эстетика ужаса, смерти, загадочности, отрешенности романтического героя от общества – романтик всегда был одинок.

Как отдельного музыкального направления готической музыки не существует. Готикой, называют музыку, которая принята сообществом готов и отвечает определенным эстетическим параметрам. Чтобы понять, можно ли отнести ту или иную музыку к готике, необходимо учитывать, что готическая субкультура сложилась лишь к 1985 году. Она возникла на волне исчерпавшего себя постпанка, представителями которого были «Joy Division», «Virgin Prunes», «Siouxie and the Banshees», и электронной британской музыки. К тому времени постпанк стал изъезжен и порядком поднадоел молодежи, а рок-музыка потеряла свою привычную бунтовскую новизну и также приелась. Альтернатива была найдена в новой музыке, которая стала частью готической субкультуры.

Не стоит думать, что слово «готика» сразу стало культовым. В те времена этот термин был еще мало кому известен, хотя необходимость в названии для музыки с новой эстетикой живо ощущалась. Название витало в воздухе, но не было произнесено. Тогда возникла неимоверная путаница в терминах – народ искал нового названия: новые музыкальные веяния называли dark punk, dark wave, new wave и cold wave. Да и сейчас существуют два термина для обозначения подобной музыки: «постпанк» и «протоготика». Представителяминовогопереходногопериодавмузыкебыли "JOY DIVISION», «BAUHAUS», «SOUTHERN DEATH CULT», «TONES ON TAIL», «THE LORDS OF THE NEW CHURCH», «SEX GANG CHILDREN», «RED LORRY YELLOW LORRY», «VIRGIN PRUNES», «ALIEN SEX FIEND», «SPECIMEN».

Термин «готика» прозвучал только после окончательного оформления имиджа групп «THE SISTERS OF MERCY», «BAUHAUS», «THE CULT», «FIELDS OF THE NEPHILIM», «THE CURE», которые стали основоположниками нового стиля с новой эстетикой. У готической субкультуры есть свой «крестный отец» - лидер группы «THE SISTERS OF MERCY» Andrew Eldritch. Это загадочная фигура в соответствии со стилистикой готической субкультуры овеяна тайной: Andrew Eldritch никогда не снимает темных очков, владеет восемью языками, выпускает по одному музыкальному альбому в течение 10 лет, создает шедевры готической музыки.

Интересно, что не зависимо друг от друга образовавшиеся и выступавшие группы придерживались одного и того же имиджа: были одеты в черное с серебряными или металлическими украшениями, исполняли песни, полные мистицизма, делали очень эмоциональную и напряженную музыку.

Отличетельными чертами готической музыки (повторим еще раз: музыки, которую принимают последователи готической субкультуры) являются:

 

  • Мощный первобытно-варварский вокал.
  • Концетруальность текстов песен, ориентированная на мистику, индивидуализм, одиночество перед богом и дьволом, на познание глубин человеческой души. Готы поют о любви, которая обязательно связана со смертью и мистическим стремлением в другие непознанные миры.
  • Особый мистический напряженный антураж и воздействующая на подсознание слушателя манера подачи музыкальных произведений со сцены.

 

Вслед за музыкантами нового веяния в музыке формируется целый пласт молодежи, которая начинает подражать их имиджу, обращается к романтической и экзистенциальной философии, начинает рассматривать новую музыку как ключ к новой субкультуре, черпает из этой музыки энергию.

Напоследок скажем немного о готической символике. Символом философских готов является звезда, которая воплощает знание. Другой символ – обгорелая кожа на человеке. Она означает стремление преодолеть общество, чтобы достигнуть своей цели.