Главная

Колокола – это один из самых древних музыкальных инструментов. Но сам колокольный звон, как музыкальное явление появился не так давно. До принятия христианства на Руси и в первые годы распространения христианства вместо колоколов использовали била и клепала. Это металлические или деревянные пластины длиной в одну сажень, по которой били колотушкой. Использовали два вида этих инструментов: «малое бильце» держали в руках, а «большое било» укрепляли на башнях или на столбах.



Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства. Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого.

В Древней Руси колокола назывались «тяжкими», вероятно, потому, что они издавали густые низкие звуки. Отсюда выражение «во вся тяжкие», т.е. звонить во все колокола. Летописи содержат первые упоминания о колоколах, которые датируются 988 годом. Однако полагают, что колокола на Руси появились еще раньше. Слово «колокол» произошло от старорусского слава «коло», которое означало «круг». Но существует и другая точка зрения, согласно которой название возникло из сочетания «кол о кол», которое означало удар одного предмета о другой, хотя эта версия представляется менее вероятной.

В Древней Руси каждому колоколу давали название. Различают колокола «праздничные», «воскресные», «простодневные», «зазвонные» и т.д. Колокола могли иметь и прозвища: «реут», «баран», «козел», «красный», «самозвон», «переполошный», «осадный», «часовой» и многие другие.

Различаются и сами колокольные звоны: «праздничные», «будничные», «великопостные» и «заупокойные». Отдельно следует выделить «благовест»: поочередное звучание нескольких колоколов. «Благовест» называют также «перебором», «перезвоном». Звон как таковой – это звучание двух или нескольких колоколов одновременно. А если это звучание осуществляется в несколько приемов, то такой звон называется «трезвоном».

Звучание колокола определяется совокупностью нескольких факторов. Во-первых, оно определяется составом сплава, из которого сделан колокол. В сплаве должно быть 4/5 меди и 1/5 олова. Сплав не должен содержать цинк, свинец и железо. При большом содержании цинка колокол может легко расколоться. А при большом содержании свинца и железа он не будет звонким. Интересно, что золото и серебро существенно не влияют на качество звучания. Хотя серебро делает его резким.

Во-вторых, звучание колокола определяется отношением его поперечника к высоте и толщине стенки колокола. При ударе в структуре колокола выделяют четыре линии. В этих линиях металл колокола не подвержен колебаниям при ударе.

В звучании колокола выделяют один основной тон и несколько обертонов. Обертоны зависят от разницы в толщине стенок между краем и верхом стенок колокола. Эту зависимость заметили в 13 веке, когда и появилась форма колокола, которую можно видеть и в настоящее время.

Колокол обычно издает один основной тон и два обертона. Основной тон образуется в нижнем крае колокола, в верхней части звучит тон на октаву выше основного, в средней           части образуется тон – большая или малая терция или кварта от основного.

В колоколе выделяют 12 боевых частей, которые находятся в низу колокола. Это ударные части. Боевая часть является 1/14 частью от поперечника колокола. Колокол имеет высоту, которая определяется расстоянием от основания до загиба колокола и составляет приблизительно 10,5 боевых частей. Плечо колокола составляет 1/10 его собственной