Главная

Рэп – музыкальное направление, которое возникло в США в 70-е годы прошлого века. В это время самым популярным музыкальным стилем был диско. Эта танцевальная музыка, под которую отдыхал так называемый средний класс. Пластинки с диско исполнителями распространялись со скоростью света. Диско крутили в ночных клубах. Но музыка диско оказалась недоступной бедной части населения страны. На волне коммерческого успеха музыки диско возник рэп как противоположность диско-музыке.

Возникнув в бедных кварталах, рэп быстро распространился и нашел свою аудиторию. Рэп – это музыка бедных слоев городского населения США. Рэп развивался на волне своей доступности. Считается, что родина этого музыкального направления – один из кварталов Нью-Йорка Южный Бронкс. Рэп возник в среде бедноты, основную массу которой составляли латино- и афро-американцы. Они сформировали так называемую хип-хоп культуру.

Следует заметить, что рэп и хип-хоп- это понятия разноплановые, точнее неравнозначные. Хип-хоп культура - понятие более широкое. В хип-хоп входят искусство настенной графики – граффити, искусство брейк-данса, спортивный имидж и музыка в стиле рэп.

Значительной вехой в развитии рэп-музыки стало творчество диск-жокея Кула Ди-Джей Херка. Он был родом с Ямайки. Начал выступать в Южном Бронксе в 1967 году. Считается, что именно этот человек придуман лупинг (от английского слова «loop», которое переводится как «петля»). Лупинг – это многократное повторение музыкального фрагмента, заведенное в цикл. Музыкальные фрагменты называют семплами. Что делал Херк? Он создавал сплошной ритм из брейков. Брейки – это части музыкальных композиций, где мелодия замолкает, а звучат только бас и ударные. Херк брал эти брейки и на пластинках создавал из ритм, под который можно было танцевать.

Продолжателем дела Херка стал Грэндмастер Флэш. Это был его псевдоним. На самом деле этого человека звали Джозеф Сэддлер. Он брал два проигрывателя пластинок и ставил на оба одинаковые записи: на одном из них звучал музыкальный фрагмент, а в это время Флэш успевал найти этот же фрагмент на другом проигрывателе. Проигрыватели диск-жокей включал и выключал попеременно. Флеш много экспериментировал с пластинками. На двух проигрывателях он добивался интересных сочетаний. Способ Флэша играть на пластинках стал называться скрэтчинг – от англ. «scratch» - «царапать», «скрести».

В 1976 году пригласил вокалиста, чтобы попробовать добавить к музыке речитатив. И у него получилось. В результате возникла первая рэп-команда, которая называлась «The Furious Five» – «Неистовая пятерка». Первый сингл команды назывался «Super Rappin’». С этого сингла начинается отсчет истории рэпа.

Рэп оказался очень простой и доступной музыкой. Для его исполнения не требовалось практически ничего, кроме двух проигрывателей грампластинок и начальных навыков стихосложения. Тематика текстов была также предельно проста. Рэп – это музыка о тяжелой и жестокой жизни бедных кварталов.

В 1979 году появилась команда «The Sugarhill Gang» («Банда с Сахарного холма»), которая выпустила сингл «Rapper’s Delight» («Восторг рэппера»). Этот сингл имел потрясающий коммерческий успех. Было продано более двух миллионов пластинок. Команда была на первых строчках хит-парадов США, ее музыку крутили в клубах.

В 1980 году на первый план среди диск-жокеев Нью-Йорка вышел Африка Бамбаата. Это Стал распространен брейк-данс, граффити. Во многом рэп и хип-хоп культура набрали обороты благодаря деятельности продюсера Рассела Симмонза, который продвигал многих рэп-знаменитостей. Вот имена некоторых из них: Эл Эл Кул Джей, команды  «The Beastie Boys» («Бисти Бойз»), «Run DMC» («Ран Ди-Эм-Си»), «Public Enemy» («Паблик Энеми»).

 «Ран Ди-Эм-Си» стали самой популярной рэп-командой в 80-е годы. Команда стала по-настоящему знаменита благодаря их синглу «Walk This Way» («Иди туда»), вышедшему в 1986 году. В его записи принимали участие музыканты группы «Аэросмит». В следующем 1987 году выходи еще один альбом «Ран Ди-Эм-Си» «Raising’ Hell» («Ад поднимается»). Его тираж – три миллиона, и все продается. Команда получает платиновый диск, выходит на музыкальное телевидение.

В 90-е годы внимание широкой аудитории завоевывает и MC Hammer. Этого человека звали Стэнли Керк Барелл. Слава певца и замечательного техничного танцора началась с выхода его второго диска «Please, Hammer Don’t Hurt ‘Em» («Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда!»). Тираж альбома составил 10 миллионов. Это самый многотиражный альбом в истории рэпа. За композицию «U Can’t Touch This» («Это нельзя потрогать») музыкант получил «Гремми».

Если выше речь шла о коммерчески успешном рэпе, то ниже стоит сказать и некоммерческих его разновидностях. Это прежде всего гангста-рэп («гангстерский рэп»). Он отличался жесткостью ритмов и множеством неприличных слов в текстах композиций. Тематика текстов была криминальной. В этом направлении работала команда «N.B.A.».

В 90-х годах появляются региональные разновидности рэпа: East Coast rep («рэп Восточного побережья) и West Coast rap – («рэп Западного побережья»). Эти разновидности отличались тем, что рэперы Восточного побережья больший упор делали на развитии речитатива, а рэперы Западного побережья развивали музыкальную составляющую рэпа.

В качестве примера рэпа Западного побережья можно назвать диск «The Chronic» («Хроника»), который вышел в 1992 году. Над альбомом работал Dr. Dre (имя этого музыканта Андре Янг). Он является создателем стиля джи-фанк. Этот стиль отличается медленными ритмами, яркой выраженностью баса и дополнительным женским вокалом. Доктор Дри создал свою компанию звукозаписи «Death Row Records» и стал продюсировать молодых исполнителей. Среди молодежи можно назвать имена Снупа Доги Дога (Snoop Doggy Dog), Уоррена Джи (Warren G), Тупака Шакура и, конечно же, Эминема.

Рэп Восточного побережья развивался во многом благодаря Паффу Дэдди (настоящее имя этого человека Шон Кумбс), который создал звукозаписывающую компанию «Bad Boy Entertainment». На студии работал знаменитый рэпер Notorious B.I.G (Кристофер Уоллис). Его второй альбом получил шестикратную платину. Музыкант был убит, обстоятельства смерти скрыты. Среди рэперов Восточного побережья можно выделить команду «The Fugees». Музыканты соединили рэп с джазом и реггеем.

В настоящее время уже очевидно, что именно рэп-музыка и шире хип-хоп культура стала двигателем развития разнообразных направлений электронной танцевальной музыки.