Главная

Бубен известен с глубокой древности. Инструменту уже более 2000 лет. Бубен известен практически на всех континентах. Он использовался как инструмент, сопровождающий древние народные обрядовые танцы.



Оркестровый бубен – это металлический или деревянный обруч, на который с одной стороны натянута кожа. Натяжение регулируется специальными стерженьками и гайками. На внутренней стороне обруча крестообразно натянута бечевка, на которой закреплены небольшие бубенчики, колокольцы. В отверстиях обруча также размещаются бубенчики, которые имеют форму небольших металлических тарелочек. При этом бубенчики на внутренней стороне имеет только русский бубен. У других народов их нет.

Что касается кожи, натянутой на обруч бубна… На Руси используется телячья кожа, китайцы натягивают на бубны кожу змеи, арабы изготавливают инструменты из козлиной кожи. Но звучание инструмента зависит не только от количества бубенчиков и качества кожи. Звук определяется размерами поперечника бубна.

Американские бубны имеют поперечник от 7 до 10 дюймов, французские – от 8 до 12 дюймов, а русские – от 12,4 до 15,5 дюйма. Тарелочек в прорезях бубна бывает от 5 (в русских бубнах) до 9 пар (в американских бубнах). Возможно, что дополнительные бубенчики на бечевках с внутренней стороны бубна у русских появились с целью усиления громкости звука.

Европейские и американские исследователи отмечают, что в настоящее время бубен распространен в Испании и Италии. Этот инструмент непременно сопровождает народные танцы. Бубен часто используют цыгане. Но не стоит забывать о том, что в Древней Руси бубны использовали наряду с трубами, чтобы поднимать русских ратников на битвы. Долгое время христианские проповедники на Руси запрещали бубен, который считали бесовским инструментом. Бубен разрешали использовать только скоморохам.

Бубен держат в левой руке. При этом большой палец вставляют в специальную прорезь или обхватывают инструмент большим пальцем. Левая рука должна быть неподвижной, а правая наносит удары. Но исполнители предпочитают действовать наоборот. Это сложнее, но изящнее и более целесообразно с точки зрения эстетики звучания.

Способов игры на бубне множество. Основными являются острый удар суставами крайних фаланг пальцев правой руки. При помощи такого приема исполняются несложные ритмические рисунки. При этом бубен не заглушается оркестром, который должен звучать громче, чтобы сгладить резкие звуки бубна.

Другим способом игры является встряхивание бубна. Видов встряхивания минимум два: судорожное постукивание свободной рукой себя в локоть или в запястье руки, держащей бубен; толчки в обруч бубна нижней частью ладони или большим пальцем правой руки. Тремоло осуществляется сотрясанием бубна в левой руке или постукиванием пальцами правой руки по обручу бубна.

В настоящее время бубен стал полноценным инструментом-участником симфонического оркестра и по своим возможностям не уступает барабану или треугольнику, а во многом даже превосходит их.