Главная

Электронная музыка как направление начало свое формирование в 70-е годы прошлого века. Ее становление было связано с появлением электронных музыкальных инструментов. Однако многие исследователи говорят о том, что электронная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Ритмы и мелодии электронной музыки связаны с искусством древних шаманов, которые использовали их, чтобы войти в измененное состояние сознания, или попросту в транс, а также с мерным битом на рабских галерах. Теперь обо все по порядку.

Электронная музыка непременно связывается с появлением синтезатора. В Германии в 19 веке жил выдающийся ученый-физик Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821-1894). Он написал труд «Восприятие тонов: физиологические основы теории музыки». Исследуя акустику – природу звука, - он создал инструмент, который был назван впоследствии «резонатором Гельмгольца». Принцип работы такого инструмента заключался в том, что он позволял синтезировать звуки различных тонов за счет того, что металлические зубцы излучали электромагнитные колебания, а стеклянная сфера позволяла изменять тон звуков. Это был первый синтезатор звука, который использовался исключительно с научными целями.

Итальянец Ферруччо Бузони впервые предложил использовать описанное выше устройство в музыкальном искусстве. В 20-е годы 20 века россиянин Л.Н. Термен разработал первый в мире синтезатор звуков, который стал использоваться как музыкальный инструмент. Инструмент был назван именем разработчика «Терменвокс».

Электронная музыка продолжает свое развитие во Франции, где на синтезаторах делали музыку композиторы-авангардисты Эрик Сати, Артюр Онеггер и Дариус Мийо, которые были современниками Л.Н. Термена. В то время их эксперименты с электронными инструментами остались без внимания широкой аудитории. Только сейчас стало понятно, что эти люди опередили свое время. 

В 50-е годы 20 века появился Аналоговый синтезатор им. Скрябина. Он был оптическим прибором, который синтезировал звуки на основе графики. Не вникая в подробности устройства инструмента, заметим, что большинство первых фантастических фильмов о космосе в те годы было озвучено при помощи такого синтезатора.

В начале 70-х годов 20 века начинает формироваться собственно электронная музыка, какой мы знаем ее в настоящее время. Отцом ее называют Kraftwerk-а, радом с именем которого стоят имена Tangerine Dream, Клауса Шульца, Эллиота Шарпа, Жана Мишеля Жара, Брайна Ино, Вангелиса. Именно эти люди стали основателями целого музыкального направления под названием «электронная музыка», которое в настоящее время стала массовым видом музыкального искусства, а в то время была в диковинку.

В Россию электронную музыку привез Мартин Ландерс, который сделал радиопередачу «Back To The Universe» об электронной музыке и выпустил несколько сборников с такой музыкой. Кроме него, в 90-е годы в России электронная музыка стала появляться в клубах. Не малую лепту в дело распространения электронной музыки в России внес DJ Фонарь (Владимир Фонарев). Это человек, благодаря которому в России сложилась клубная культура. Другое имя, которое нельзя забыть, говоря о клубной музыке в России, - DJ X.P. Voodoo (Тимур Мамедов). Он был пропагандистом Psychedelic Trance.

В настоящее время ведутся споры по поводу того, что же такое электронная музыка? Нужно сказать, что это довольно широкое понятие, которое давно перестало ограничиваться традиционной электроникой Клауса Шульца, Tangerine Dream и им подобных. Действительно, это музыка, создающаяся на синтезаторах, к которым в последнее время присоединились и компьютеры. Иными словами, электронная музыка – это такая музыка, которая создается при помощи электронных средств, технологий не зависимо от ее стилистических разновидностей.

Нужно сказать, что характерными особенностями электронной музыки являются не только то, что она создана при помощи технических средств, но и гипнотичность ее ритма. Это уже вопрос восприятия электронной музыки. Она воспринимается не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. Первоначальный вариант электроники Space Music – космическая музыка – завораживала и вызывала странные напряженные эмоции, связанные с предощущением таинственного, фантастического. Она с самого своего рождения была обращена к человеку новой космической эры, технологического прогрессы. Для наиболее полного представления об электронной музыки рекомендует послушать сборник «Sacred Spirit vol.2: More Chants and Dances of Native Americans», который вышел в 2000 году на студии Higher Octave.

Следует отметить, что современная электронная музыка – это отнюдь не «долбежка», как считают многие. Это богатый и разнообразный пласт современной музыкальной культуры, который многие считают аналогом и альтернативой классической музыке. Стоит вспомнить, по крайней мере, что электронная музыка составила саунд к таким фильмам как «Матрица», «Терминатор», «Эквилибриум», «Обитель Зла». А щедевры композитора Энио Мариконе, который соединяет электронику и инструментальную музыку вряд ли способны оставить кого либо равнодушным.