Главная

Интересно, что первоначально слово «транс» не имело особого отношения к музыка. По крайней мере, к современной электронной музыке. Трансом называли особое состояние сознания человека. Например, когда человек смотрит интересную передачу по телевизору, когда он читает захватывающую книгу, когда он концентрирует свои силы на чем-то одном, например, сдает экзамен он впадает в особое состояние, которое и называется трансом. Этот термин из области психологии и изотерики.

Некоторые психологи утверждают, что человек в состоянии транса пребывает постоянно. Трансовые состояния человека в течение дня меняются. Человеку совсем не сложно впасть в состояние транса, сложнее перейти из одного состояния в другое, переключить внимание с одного объекта на другой. У разных народов всегда существовала музыка, которая помогала человеку войти в особое трансовое состояние сознания, чтобы общаться с духами. Яркими примерами такой музыки являются марокканская музыка гнава, корейская музыка синави, музыка, которую исполняют шаманы Сибири, буддийские монахи в Тибете и в Китае.

Нужно сказать, что европейская поп-музыка совершенно не способствует тому. Чтобы человек погрузился в состояние транса. Дело в том, что поп-музыка слишком монотонна, а длительность композиций ничтожно мала. Поэтому любые ассоциации с поп-музыкой в отношении транса сразу же отметаются.

Итак, транс – это никакая не «попса» и даже не электронный аналог попсы. Термин «транс» стал употребляться в отношении электронной музыки в 1992 году совершенно неожиданно для многих. Словом «транс» стали называть музыку, которая в корне отличалась от железобетонного громоздкого техно. Транс был музыкой простора и свободы. Транс-музыка влекла за собой, уводила сознание от всего обыденного.

Первоначально транс действительно позиционировали как новую поп-музыку. Это был техно-транс. Он родился на основе музыки техно, которая в 1994 году, наконец-то, выбралась из глубокого андеграунда. Становление тового стиля было связано с именами англичан Пола Оакенфолда, Денни Рэмплинга и немцев Вестбама и Свена Вата, которые слали основателями эйсид-стилей.

Транс-музыка ждала момента своего рождения, к которому все ее компоненты уже давно были готовы: это различные атмосферные звуки, психоделика, звуки ветра, реки или водопада, звуки животных и т.п. – все это уже употреблялось в музыке нью-эйдж. Некоторые вообще считают, что транс – это убыстренный нью-эйдж. Иными словами, в начале 90-х годов звукозаписывающие компании предприняли маркетинговый ход: они взяли техно середины 80-х и продали его под этикеткой «транс». Это, конечно, грубо сказано, но представляется, что так оно и было. Трудно поверить в то, что широкие массы при отсутствии пропаганды обратили свое драгоценнейшее внимание на красоты психоделического нью-эйджа и стали его понимать.

Но вернемся к самой музыке транс. Итак, прародителями транса считаются техно и хаус. Они-то и дали миру в начале 90-х новую более легкую музыку транс. Этот стиль быстро окреп, встал на ноги и начал приносить продюсерам огромные деньги. В основе транса лежат ритмы и темпы техно. Характерной чертой композиций является пауза "break-down", в течение которой отсутствует линия ударных инструментов, а на уши слушателю ложиться чистая мелодия. Затем тема подхватывается ударными с большей интенсивностью. В создании мелодической основы композиции участвуют исключительно аналоговые синтезаторы. Большое значение в композициях имеют струнные инструменты. А вот линия баса и ударных предельно проста: это ровный бит в 4/4, который создается при помощи драм-машин.

Композиции отличает также кислотный саунд, который был перенят из техно и получил название «эйсид».

К 1994 году оформилась разновидность транс-музыки, которая называлась «гоа» (см. раздел «Goa»), основателями которого считаются GoaGil и MarkAllen. Гоа стали называть также психоделическим трансом. Затем появились deep trance, который совмещал элементы tribal и dark. В результате получалась мистическая музыка, которая так и не стала популярной.

Многие выделяют музыку ibiza trance, которая оформилась на испанском острове Ибица и носит название balearic house (см. раздел «Хаус»). В любом случае музыка в стиле транс была легкой, звучащей, манящей, ненавязчивой, открытой и в то же время спокойной.

В 1996 году в Германии пик развития eurodance, у которого две составляющие: мелодия и равномерный бит. Все композиции строились на основе определенной структуры: «куплет-припев-куплет-припев-пауза-повтор припева дважды». Приблизительно в это же время распространен "dream house", который отличается более жестким битом и партиями фортепиано. Например, ROBERT MILES - "Children", DJ DADO - "Dreaming". Все это к тому, что указанные стили также относят к транс-музыке. С этим можно спорить, но как спорить, если четких критериев для определения указанных стилей не существует.

В 1997 году кислотные звуки уходят из транс-музыки. Внимание музыкантов сосредоточилось на мелодии, люди стали работать не с битом, а со звуком. Такого рода композиции называют progressive trance. Приставку progressive связывают не столько с тем, что музыка стала новой, сколько с маркетологами из шоу-бизнеса. Эту приставку приписали продюсеры, чтобы спровоцировать аудиторию приобретать новую музыку. Результат не заставил себя долго ждать: в 1998 году сингл PAUL VAN DYK - "For an Angel" принес продюсерам огромную прибыль. Иными словами, все, что называлось progressive было просто обречено на коммерческий успех.

В 1999 году продюсеры задумал избавить транс от имиджа коммерческой музыки. Появляется стиль uplifting trance – «возвышающий транс». Яркимпримеромтакоймузыкиявляется LANGE - "I Believe" и LOST WITNESS - "Happiness Happening". Композиции в этом стиле отличаются эмоциональным вокалом, красивыми мелодиями, большей глубиной и проникновенностью. Слушай, например, TUKAN - "Light a Rainbow".

Наконец, в начале 2000-х годов произошло взаимодействие hard house и trance. Слушай, например, релиз COSMIC GATE - "Mental Atmosphere", хотя все-таки это не самый лучший пример такого взаимодействия. Да и взаимодействия как такового, собственно говоря, не произошло. Очередная фишка продюсеров, которая не удалась.

Перечисли исполнителей транс-музыки, которой к настоящему моменту просто неимоверно много:

Диджеи:

  • Tiesto,
  • Paul Van Dyk,
  • Ferry Corsten,
  • Judge Jules
  • Мероприятия
  • Trance Energy,
  • Innercity,
  • Mayday,
  • Gatecrasher,
  • Godskitchen,
  • Creamfields.