Главная

Гусли – старинный русский музыкальный инструмент. Время и место изобретения точно не известно. Первое упоминание о гуслях датируется 2 веком нашей эры. У народов Прибалтики в это же время и позже существовали свои инструменты, похожие на гусли, у каждого народа они назывались по-своему.



Славяне назвали свой инструмент гуслями, потому что для их изготовления первоначально использовалась тетива, которую натягивали на лук. Это тетива тогда называлась «гусла». Отсюда и название инструмента – гусли. По другой версии название гуслей произошло от старославянского глагола «густи», который буквально означал «гудеть на струнах». Примитивные гусли выглядели так: на полый сосуд, который выполнял функцию резонатора, натягивали тетиву в несколько рядов, она выполняла функцию струн.

Одни из первых гуслей назывались «шлемовидными», потому что их форма действительно напоминала шлем. При раскопках в Новгороде были найдены гусли, которые имели от 4 до 9 струн. Количество струн на гуслях поздних времен могло быть от 10 до 30 струн. Размеры гуслей также были не постоянными: самые большие гусли имели длину до 85 см, а самые маленькие – 35,5 см. Гусляр (первоначально их называли гуслистами) играл на инструменте, защипывая струны обеими руками.

Потом гусли стали изготавливать в форме трапеции. Гусли, для которых струны делали из сухого дерева – «явора» (клена), назывались «яровчатыми», а когда появились металлические струны, то гусли стали «звончатыми», потому что металл действительно стал звенеть. Мастера определенным образом натягивали и настраивали струны, поэтому каждая из них звучала по-своему. Такие гусли еще называют «крыловидными». В них бывает от 4 до 14 струн.

Звук получается с помощью бряцания правой рукой по всем струнам, ненужные звуки исполнитель заглушал, прижимая их пальцами левой руки к инструменту. Другими словами, техника игры на гуслях приблизилась к технике игре на гитаре, но, конечно, у нее остались неповторимые особенности, связанные с конструкцией инструмента. Позже стали использовать плектры или медиаторы.

Когда-то давно на гуслях играли певцы и скоморохи, под мелодичные наигрыши гуслей пели былины и исполняли другие эпические повести. Игра на гуслях была неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров. В 13-14 веках появились гусли-псалтырь, на которых исполняли духовную музыку. К началу 20 века техника изготовления гуслей и игры на этом древнем музыкальном инструменте была почти полностью утрачена. Мастера музыкальных инструментов О.У. Смоленский и Н.И. Привалов сконструировали треугольные звончатые гусли. Появились гусли пикколо, прима, альт и бас. Гусли обрели постоянное количество струн: их стало 12 или 13.

Д. Локшинин сконструировал гусли с постоянным хроматическим звукорядом. Столовидные щипковые гусли, использующиеся в оркестрах народных инструментов имели от 55 до 66 струн. Сначала их изготавливали диатоническими, позже появились хроматические гусли.

В 1914 году мастер Н.П. Фомин изготовил клавишные гусли. Они имеют однооктавную клавиатуру, как у фортепиано. На клавиатуре берут нужные аккорды, затем проводят по струнам плектром из кожи. Сегодня давняя традиция игры на гуслях возрождается. Инструмент делают в маленьких мастерских по индивидуальным заказам.