Главная

Балалайка сегодня неизменно ассоциируется с Россией, с ее историей и культурой. Большинство исследователей полагает, что этот инструмент действительно является исконно русским, что его предшественником была русская домра. Однако некоторые полагают, что прототипом балалайки стала все же киргизская домбра. Большинство исследователей считает, что появилась балалайка в семнадцатом веке. Судить о происхождении этого инструмента очень сложно. Вообще говоря, история развития музыкальных инструментов на Руси практически не исследована.





Балалайка – струнно-щипковый инструмент. Его длина от 600 до 700 мм. Струн всего три. У некоторых ранних инструментов их было лишь две. Указательный палец правой руки исполнителя подхватывает струны, а пальцы левой зажимают их на ладах. Корпус балалайки, который выполняет функции резонатора, изготавливается из дерева и имеет треугольную форму. В 13-19 веках корпус мог быть овальным. Он склеен из нескольких деревянных фрагментов. На грифе балалайки от 16 до 31 лада. Струны обычно металлические, но могут быть и нейлоновыми. Балалайка настраивается так: 2-ая и 3-я открытые струны звучат в унисон и издают тон «ми», 1-ая открытая струна настраивается на тон «ля».

Балалайка некоторое время была подвержена гонениям со стороны церкви и государства. Дело в том, что православное христианство выступало против инструментальной музыки, называло ее греховной. Исключение составлял колокольный звон. Долгое время в народной музыке господствовало вокальное многоголосное пение. Однако балалайка завоевала популярность, стала неизменным атрибутом выступления скоморохов, что вызвало беспокойство духовенства. Издавались даже специальные указы против балалайки. Царь Алексей Михайлович Романов своим указом велел сжечь все народные музыкальные инструменты. Тех, кто не повиновался указу, жестоко пороли и ссылали в Малороссию. Однако со времен Петра Первого, значительно уменьшившего власть и влияние церкви, балалайка быстро распространилась в России и стала излюбленным народным музыкальным инструментом.

Своим развитием балалайка во многом обязана композитору, дворянину Василию Васильевичу Андрееву, который услышал, как на балалайке играет его дворовый (слуга) Антип. Андреев очень много внимания уделял народному творчеству, он создал первый ансамбль русских народных инструментов, с которым путешествовал по всему свету. Композитор очень любил балалайку, уделял этому инструменту особое внимание. Он сам научился играть на балалайке, а затем, узнав ее колоссальные возможности, решил усовершенствовать инструмент.

Андреев обратился к скрипичному мастеру Иванову, который жил в Петербурге. Иванов, взглянув на балалайку, наотрез отказался изготавливать этот инструмент. Тогда В.В. Андреев исполнил на балалайке известную народную мелодию, да так, что мастер не устоял и все-таки усовершенствовал инструмент.

После этого Андреев задумал сделать балалайку популярной в народе. Он обратился к известным мастерам того времени – Пасербскому и Налимову с целью создать целую серию балалаек различных размеров, чтобы эти инструменты можно было объединить в струнный квартет. Мастера усовершенствовали балалайку, улучшив его звучание. Был укорочен гриф, вместо одного резонаторного отверстия появилось несколько, были проведены и другие изменения. В таком виде балалайка существует по сей день. Кроме этого, мастера изготовили разные типы балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Теперь можно было создать струнный ансамбль народных инструментов.

Андреев создал такой ансамбль. Он объездил с ним практически весь мир. Андреев обучал игре на балалайке солдат, проходивших службу в армии. Много внимания балалайке уделяли и в советские времена. Были открыты школы, где могли обучаться все желающие, композиторы сочиняли концерты для балалайки.

Исследователи говорят, что сейчас наступил не лучший период для этого инструмента. Конечно, балалаечные трели звучат на свадьбах, на народных гуляниях, однако профессионалов игры на балалайке очень мало.