Главная

Исследователи утверждают, что это очень древний музыкальный инструмент. Его история насчитывает более двух тысячелетий. Прообразом домбры казахи считают двухструнный инструмент, популярный среди жителей древнего государства Хорезма. При раскопках в 50-е годы 20 века в Казахстане были найдены статуэтки музыкантов, в руках у которых были музыкальные инструменты, похожие на домбру. Это свидетельство того, что инструмент имеет историю, уходящую корнями в глубь веков.

ДомбрУ иногда путают с дОмброй – русским народным инструментом, но это неверно, хотя инструменты и находятся в тесном родстве. Интересно переводится название «домбра». Первая его часть «дом» обозначает «звук». Вторая же часть «бра» переводится как «настраивание струн». Домбра имеет деревянный полый корпус, который является резонатором, шейку (гриф) и две струны. Струны домбры настраивают в кварту или в квинту.

Одним из наиболее известных композиторов и исполнителей на домбре является Курмангазы Сагырбаев. Его кюи (музыкальные произведения для домбры) посвящены героическим страницам истории казахского народа, родной природе, лирическим переживаниям.

Существует две основных разновидности домбры – западно-казахская и восточно-казахская. «Шейка» (гриф) восточного инструмента несколько толще и короче, имеет 7 или 8 ладов, поэтому звучит восточная домбра несколько иначе, чем западная. Западно-казахская имеет более тонкую шейку с 14-17 ладами. Существует множество оркестровых разновидностей этого инструмента.

Существует две основных техники исполнения музыкального произведения на домбре – западная и восточная. Первая предназначена для западного варианта инструмента, а вторая – для восточного. Западная техника исполнения называется Токле. Она похожа на игру на балалайке – динамичные композиции, левая рука быстро скользит по грифу, а правая извлекает звук, ударяя по обеим струнам. Восточная техника называется Шертле. Композиции здесь более спокойные и плавные, струны перебираются пальцами правой руки.

Сегодня домбра переживает второе рождение. Это связано, прежде всего, с тем, что на инструмент обратили внимание рок-музыканты. Так называемый этно-рок стал очень популярным направлением среди современной казахской молодежи. Вслед за казахами с домброй стали экспериментировать и в некоторых других странах. Многие находят звучание домбры в роке очень оригинальным, интересным, но ничуть не нелепым. Хотя многим из нас смешно представить исполнение рок-композиции, скажем, на балалайке – ближайшей родственнице казахского инструмента.