Главная

Арфа – это один из самых древних музыкальных инструментов. Многие исследователи считают, что она сопровождала человечество на заре древнейших цивилизаций. Предположительно прародителем арфы был охотничий лук. Арфа была широко известна уже в Древнем Египте, в Месопотамии, в Палестине. Предками арфы считаются народные африканские инструменты нанга, кунди, вамби, а также саунг, распространенный во Вьетнаме и на Бирме, ханты-мансийский тор-саплъ-юх, чанги (грузинский музыкальный инструмент), дуа-дастанон (осетинский музыкальный инструмент), ирландская арфа и многие другие.



На Алтае археологи обнаружили арфу в Пазырыкском кургане. Тринадцатиструнную арфу, которая датируется 5 – 3 веком до нашей эры, можно видеть на Айр-тамском фризе, который был найден в Узбекистане и датируется началом 1 века до нашей эры.

При раскопках древнего государства Хорезма, которое датировано 3 веком, найдено изображение арфистки. Аналогичное изображение обнаружено и при раскопках в Таджикистане.

Древние арфы могли иметь различную форму: дугообразную, угловую. Они могли быть разного размера. По одной из версий родиной этого инструмента является Египет. В языке Египтян есть даже иероглиф «арфа». Египетские арфы богато украшали золотом, драгоценными камнями, слоновой костью.

Они были большими и имели дугообразную форму. Музыканты играли на них стоя. Но вместе с тем были также и маленькие арфы, на которых можно было играть в движении. В домах были арфы, которые ставили на пол. Исполнитель играл также сидя на полу. Арфу ставили на специальную подставку, которая впоследствии стала называться «туфлей для арфы». Древнеегипетских арфистов звали Неферхотеб и Онху. Их имена дошли до нас в памятниках письменности.

Арфы были обнаружены и в Месопатамии. В 1929 году были вскрыты царские гробницы в Уре, в которых найдены 68 скелетов женщин, которые были арфистками: у них в руках были золотые и серебряные арфы и лиры.

В Палестине арфа была широко распространена. По свидетельствам историка Иосифа Флавия, который жил в 1 веке нашей эры, там происходили торжества, где принимали участие 40 000 исполнителей на арфе.

С Востока арфа пришла и в Древнюю Грецию и в Древний Рим. Античные арфы были треугольными.

В средние века арфы использовали для исполнения духовной музыки в соборах. Об арфе монахи сочиняли целые трактаты.

В 11-12 веках арфы были распространены в дворянских домах в Англии. Арфы не забирали даже кредиторы во время описи имущества должника. Арфа является частью национального герба Великобритании. В 13-15 веках арфы распространяются по всей Европе. Арфа становится народным музыкальным инструментом. Она оказывается в руках бродячих музыкантов, менестрелей, жонглеров, шпильманов.

В 15-16 веках во многих странах Европы распространяются не только ручные арфы, но и те, которые ставили на пол. Арфы имели диатонический строй, который по необходимости обогащался элементами хроматического строя. Происходило это путем укорачивания струны, которую арфист прижимал пальцем. В это время у арфы стало больше струн. Итальянцы соорудили арфу, где струны располагались в два ряда. На таком инструменте можно было играть правой и левой рукой. В таком виде арфа существовала вплоть до 2 половины 17 века. В этот период арфа стала не только аккомпонирующим инструментом. Многие композиторы – Орландо Лассо (1532-1594), Д. Каччини (1548-1618), Монтеверди (1567-1643) стали включать арфу в хоровые и оркестровые произведения.

В 17 – 18 веках произведения для арфы пишут выдающиеся композиторы: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, И. Гайдн, который сам неплохо играл на этом инструменте. Концерт для флейты и арфы написал В. А. Моцарт, увлекался написанием пьес для арфы Бетховен. Арфа широко использовалась как в оркестрах, так и в камерных ансамблях. При этом инструмент постоянно совершенствовался. В 1810 году музыкальный мастер Себастьен Эрар сделал арфу двойного действия, которая имела более сильный звук и позволяла исполнителю играть в минорных и мажорных тональностях. Это был прорыв в музыке.

В 19 веке для арфы писали Верди, Дж.Пуччини, К. Дебюсси, М. Равель, М. де Фалья, Р. Штраус.

В России арфа появилась в 18 веке. Арфисток готовили преимущественно в Смольном институте, который был основан Екатериной II. Из этого института вышли профессор Московской консерватории К.А. Эрдели, исполнительницы Е.А. Алымова, В.М. Пушкарева. Арфу активно привлекают русские композиторы Д.С. Бортнянский, О.А. Козловский, А.А. Алябьев, А.Н. Вестовский, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский и многие другие.

В СССР было налажено серийное производство арф в 1948 году. Их выпускала Ленинградская фабрика щипковых инструментов имени А.В. Луночарского.