Главная

Лютня – это струнный щипковый музыкальный инструмент. Название образоавно от арабского слова, которое обозначает «дерево». Барабан лютни имеет овальную форму и очень похож на грушу, гриф (шейка) крепится к нему без порогов и переходов (кстати, шейка очень короткая, в отличие от других струнных инструментов). Он изготавливается из отдельных деревянных фрагментов.

Для изготовления этого инструмента используют несколько пород древесины: переднюю часть барабана чаще всего делают из ели, внутренние ребра барабана из вишни или клена, гриф (или шейку) из легкой древесины. В корпусе лютни имеется тройная розетка, которая выполняет функцию резонаторного отверстия.

Кто был создателем лютни сказать невозможно, известно только, что она пришла в Европу из восточных стран. 2000 лет до н.э. лютня была распространена в Египте, Персии, в Греции и Риме, а также в Болгарии, в Турции, в Китае и в Киликии. Аналоги лютни существовали и в Армении, Персии и в Византии. Распространением на Балканском полуострове лютня обязана Болгарам.

Первая страна, куда в 8 веке была завезена лютня, – это Испания, где инструмент усовершенствовался на протяжении многих лет. Первоначально у лютни было 5-7 парных струн и она непарная. Испанские мастера увеличили количество струн (на некоторых лютнях их было по 24, а иногда и более), это позволило усилить звук, разнообразить строение аккордов. Струны имели названия: bordon, tenor, mezzana (средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настраивали лютни в разных странах по-разному: звучание соседних струн лютни различалось на кварту или квинту.

Мастера всех стран, в которые попадала лютня, пытались изменить ее: удлиняли гриф, меняли количество струн, размеры барабана. Поэтому лютня Китая, например, будет выглядеть иначе, чем Испанская лютня.

В 14 веке лютня из Испании лютня пришла и в Италию, особенно распространилась в Сицилии, куда, однако, ее завезли не испанцы, а мавры и сарацины. В это же время лютня появляется и в германии. В 16 веке в Испании был широко распространен также инструмент виуэла де мано, строй которого был аналогичен строю лютни.

Лютня использовалась преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента. Известными исполнителями лютневой музыки в 16 веке были Франческо Канова да Милано и Винченцо Галилей (Италия), Ханс и Мельхиор Нойзидлеры (Германия), Джон Дауленд (Англия), Валентин Грефф Бакфарк (венгрия), Войцех Длугорай и Якуб Рейс (Польша). К концу эпохи Возрождения максимальное количество струн в лютни достигло 36. При этом басовые струны выносили за пределы грифа. Басовые струны не зажимали левой рукой. Сделать это было просто невозможно.

К 17 веку лютня практически исчезла. Ее заменили клавишные инструменты. К 19 веку лютни уже практически не существовало, хотя инструмент сохранился в некоторых областях Германии, Швеции и Украины.

Играют на этом инструменте, прижимая струны пальцами левой руки и цепляя струны пальцами правой, как бы ущипывая струны, поэтому такие струнные инструменты называются «струнно-щипковыми», к ним относятся гитара, арфа, балалайка, домра, мандолина, клавесин.