Главная

Банджо – национальный инструмент негритянской части населения США. Банджо известен с 18 века. Этот инструмент описан Томасом Джефферсоном по названием bonjar. Описанный инструмент был изготовлен из половинки высушенной тыквы, на которую с одной стороны была натянута баранья шкура. Струны изготовлены из бараньих жил, а гриф был деревянным.



По некоторым сведениям, банджо, по крайней мере, его аналоги были распространены на острове Ямайка еще в 17 веке. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что банджо был привезен из Африки вместе с рабами в США. Банджо имел от 5 до 9 струн. При этом ладо на грифе не было. Полагают, что отсутствие ладов связано с особенностями негритянской музыки, где нет точного интонирования, как, например, в джазе, в музыке соул, в блюзе, которые имеют африканские корни.

 

На самом деле африканская музыка США – госпелс, спиричуэлс – выходила на широкую белую аудиторию с трудом. Негры не хотели, чтобы она выходила за пределы их среды. Приблизительно то же происходило и с банджо. Инструмент был извлечен из узкого, практически замкнутого круга домашнего музицирования чернокожих крестьян в 40-х годах 19 века. В это время существовали небольшие театрики, которые демонстрировали почтенной публике сценки, танцы, исполняли простые песенки. В ансамбли таких театриков входили 2 скрипки, 2 банджо, тамбурин, ударные, а позже аккордеон.

Банджо сопровождал танец. Музыкант либо аккомпанировал танцору, либо пританцовывал сам. Банджо задавал ритм, гармонию и мелодию. Постепенно мелодия становилось все более виртуозной. В связи с усложнением мелодического рисунка музыки банджо приобрел дополнительные струны, количество которых стало 4 или 5, а на грифе возникла необходимость делать лады.

Белые менестрели на волне неприязни к темнокожему населению Америки, часто изображали его представителей с издевкой: негр изображался ленивым недалеким парнем с банджо в руках. Поэтому негры постепенно изгнали банджо из своего круга.

С 1890 годов на первый план вышли рэгтайм и джаз. Шоу менестрелей отмирали сами собой. Банджо стал входить в состав духовых джазовых оркестров. Здесь был популярен четырехструнный банджо или гитарное банджо, который имел строй шестиструнной гитары. Ритм банджо был слышен лучше, чем ритм барабанов, по крайней мере, в записях.

С появлением электроники банджо исчез из состава джазовых оркестров. Необходимость в этом инструменте просто отпала. Однако этот инструмент был распространен в коллективах, исполнявших музыку кантри.

Здесь широко использовался инструмент тенор-банджо с 5-ю струнами. Музыканты стали играть на банджо не как раньше – аккордами, а «когтями», которые надевали на пальцы. Появилась так называемая арпеджированная техника игры – блюгрэсс банджо.

Тенор-банджо стал известен в Европе, особенно в Англии. Это связано с распространение музыки skiffles. Мать одного из битлов – Джона Леннона – научила своего сына играть на банджо. Леннон долго приспосабливался после этого к гитаре. Затем возникли команды «Chieftains» и «Dubliners», которые исполняли кельтскую музыку и активно использовали банджо. После банджо зазвучал в диксилендовых коллективах в Америке и Европе.