Главная

Скрипка относится к струнно-смычковым инструментам, то есть, извлекают звук из этого инструмента при помощи смычка. Если орган считается царем музыкальных инструментов, то скрипку смело можно назвать царицей, так как возможности ее просто колоссальные, звучание инструмента очень похоже на звучание человеческого голоса.



Скрипка представляет собой небольшой по размерам инструмент. Корпус ее имеет две выемки по бокам, поэтому центральная часть называется «талией». Два отверстия на корпусе выполнены в форме буквы «f», поэтому называются «Эфы». Благодаря им образуется звук. Гриф не имеет ладов, он абсолютно гладкий, что делает искусство игры на скрипке довольно сложным. Музыкант, играющий на скрипке, должен обладать практически абсолютным слухом. На гриф натягиваются четыре струны. Они настраиваются по квинтам: соль, ре1, ля1, миМузыкант прижимает скрипку к плечу подбородком, что позволяет освободить левую руку, пальцами которой он прижимает струны к грифу. В правой руке исполнитель держит смычок.

Смычок представляет собой деревянную трость, длиной 75 сантиметров, на которую натягивают конский волос. Смычки появились задолго до создания скрипки, примерно в 9 веке нашей эры и выглядели они совершенно иначе, чем современные. Трость была изогнута, поэтому смычок был больше похож на деревянный лук, и только в 18 веке деревянная деталь выпрямилась. Это позволило натянуть волос в форме ленты и облегчить игру на струнных инструментах. Когда музыкант проводит смычком по струне, она начинает дрожать (вибрировать). При вибрации струны образуется звук, который усиливается корпусом инструмента и отражается от задней стенки.

К сожалению, сейчас невозможно назвать точное время, когда была создана скрипка, да и по поводу имени мастера до сих пор идут споры, но, тем не менее, исследователи предполагают, что родилась скрипка в конце пятнадцатого века, а ее создатель – Гаспаро Бертолотти, который был музыкальным мастером и делал виолы. Одно только известно точно – родиной этого инструмента является Италия.

Совершенно точно известно, что предком скрипки была виола, на которой играли также при помощи смычка. В период с 15 по 18 век было создано несколько разновидностей виол, одни из них ставились между ног исполнителя, на других играли, держа на коленях, третьи устанавливались на небольшие подставки, и музыкант играл стоя, а четвертый вид виол держали на плече. Именно последний вид стал предком современной скрипки. С появлением скрипки, виолы продолжали оставаться очень популярными. Вплоть до начала 18 века скрипки считались народным, крестьянским инструментом, а виолы звучали в обществе интеллигентов и аристократов. 

Гаспаро Бертолотти не был единственным мастером, изготовлявшим скрипки. Скрипки делало семейство музыкальных  мастеров Амати из небольшого итальянского городка Кремона. Мастера из этой семьи внесли очень много полезных изменений в конструкцию скрипки: они сделали корпус плоским, расширили боковые выемки, сделав своеобразную «талию» и разработали специальный лак для покрытия древесины. От этого зависело качество звука скрипки.

Самый знаменитый мастер из семейства Амати – это Николо Амати. Именно он обучал скрипичному делу Антонио Страдивари, скрипки которого считаются непревзойденными шедеврами скрипичного мастерства. Страдивари создал больше тысячи скрипок. Более 600 из них сохранились и в наше время. Инструменты Страдивари считаются самыми лучшими во всем мире, их звучание необычайно мягкое и приятное, и, что самое необычное, оно (звучание) не потеряло своей красоты даже спустя 300 лет со времени создания инструментов. Знаменитыми скрипичными мастерами были представители семьи Гварнери, также проживавшей в Кремоне.

В 18 веке популярность скрипки стала просто огромной, благодаря музыкантам, которые доказали, что на этом инструменте можно играть очень сложные произведения. В это время скрипку ввели в симфонический оркестр, где она прижилась и используется до сих пор. Кстати, скрипичная группа самая большая в современном симфоническом оркестре.