Главная

Клавесин является предком фортепиано. Он имеет фортепианную клавиатуру. Но этот инструмент коренным образом отличается от фортепиано способом звукоизвлечения и тембром. Дело в том, что первая простейшая клавиатура появилась еще в первой половине 3 века до н.э. Инструмент с такой клавиатурой назывался гидравлосом – это водяной орган. Его создателем считается инженер из Александрии Ктесибий. В гидравлосе воздух подавался насосами, давление столба воды обеспечивало равномерность его распределения по трубам. Этот инструмент был весьма распространен в Древнем Риме. На нем играл император Нерон.



В результате усовершенствования гидравлоса – замены водного устройства мехами – появился пневматический орган. В нем воздух подавался нажатием на педали. Но возможности такого инструмента были очень ограничены. Размеры клавиш соответствовали размерам труб инструмента. На клавиши для больших труб приходилось нажимать всей ладонью.

В 14 веке орган усовершенствовали: клавиши стали меньше. На инструменте можно было играть более сложные композиции. Органная музыка стала непременным атрибутом католических храмов.

 

В 15 веке клавиатуру соединили со струнами. Знакомая фортепианная клавиатура появилась в музыкальном инструменте, который назывался клавикорд. Это была прямоугольная коробка, внутри которой располагались струны. Звук извлекался так: музыкант нажимал на клавишу, в результате медные пластинки снизу ударяли по струнам.

В 16 веке появился клавесин. Сейчас уже невозможно сказать, кто создал этот инструмент. Известно только, что первые упоминания о нем встречаются в документах и письмах 1511 года. Его устройство было революционным для того времени. К клавишам клавесина с помощью рычагов (как молоточки у рояля) были подсоединены перья птиц или кусочки засушенной кожи. При нажатии на клавишу перья цепляли металлические струны, заставляя их звучать. Так и возникал звук. В отличие от рояля, у клавесина сила звука не зависит от того, как сильно ударяют по клавишам.

Внешне клавесин очень интересен, существовали инструменты различных форм: квадратные, пятиугольные, в форме крыла птицы и прямоугольные. Крышка и боковые панели могли украшаться резьбой, расписывались художниками, инкрустировались драгоценными камнями.

Еще один интересный момент: у клавесина была не одна клавиатура, как у рояля, а две (известны клавесины даже с тремя клавиатурами). Но его звук очень хорошо сочетался с человеческим голосом и голосом других инструментов. Были популярны ансамбли с клавесином. Он был прекрасным аккомпанирующим инструментом. Под него пели. 

Первоначально каждая клавиша инструмента отвечала только за одну струну. Со временем механизм усовершенствовали, и при нажатии на одну клавишу стало возможным извлекать звуки, воздействуя на разные струны.

Огромную роль в развитии клавесина сыграли композиторы и музыканты И.С. Бах (1685-1750) и Доменико Скарлатти (1685-1757).

Долгие годы он был самым популярным инструментом во многих странах мира. С 16 по 18 век на клавесин сохранял свою популярность. Даже после изобретения фортепиано, на котором было легче и удобнее играть, музыканты продолжали использовать клавесин. Понадобилось около ста лет, чтобы музыканты, забыв о клавесине, переключились на фортепиано.

С середины 18 века клавесин стал терять популярность, а вскоре исчез со сцен концертных залов совсем. Лишь в середине 19 века музыканты вспомнили о нем, а в настоящее время многие музыкальные учебные заведения начали готовить исполнителей, играющих на клавесине.