Главная

Слово «флейта» очень древнее. Так называли практически все духовые музыкальные инструменты. Упоминания о флейте есть даже в древних мифах греков, они говорят, что создателем этого инструмента был сын Гефеста Ардал. Принято считать, что прототипами флейты были примитивные духовые инструменты древних народностей (всевозможные свистки). Это были деревянные, тростниковые или костяные трубки с несколькими отверстиями, которые закрывались пальцами исполнителя. Такие свистковые флейты были в Египте еще около пяти тысяч лет назад, в Китае три тысячи лет назад, в индии - чуть позже – около 2 тысяч лет назад. В Европу флейта пришла из восточных стран примерно в 10 веке нашей эры.



Прародителем флейты в Европе был инструмент, который назывался флажолет. Он представлял собой небольшую дудочку с пищиком и несколькими отверстиями. Другой вид инструмента-прототипа флейты назывался «косая» или «поперечная» флейта. Он состоял в дальнем родстве античной флейтой Пана. Косая флейта не имела пищика, вместо которого было боковое отверстие – амбушюр. В начале 17 века косая флейта широко распространилась и практически вытеснила прямую, которая практически перестала использоваться. Прямые флейты с наконечником в настоящее время являются редкими музейными экспонатами.

На протяжении многих столетий поперечная флейта совершенствовалась. В семнадцатом веке над изменением флейты работали многие французские мастера. Им удалось добавить клапана. Но самые главные изменения во внешний вид и клапанные механизмы внес Теобальд Бём в начале 19 века. Именно он  начал изготавливать флейты из металла, создал систему клапанов, которые до сих пор используются мастерами.

Несправедливо было бы не упомянуть имя англичанина Уильяма Гордона, которому принадлежит идея создания клапанного механизма. Гордон не смог реализовать свою идею. Это за него сделал Беем. С девятнадцатого века в конструкции инструмента ничего не изменилось, поэтому мы можем видеть его таким, каким его создал мастер Теобальд Бём.

Теобальд Бём совершенствовал так называемую старонемецкую флейту, которая, предположительно, ведет свою родословную из Азии. Оттуда она через славянские страны пришла в Европу, попала в Германию, где долгое время использовалась совместно с барабаном в войсках, а была модифицирована французами. Старонемецкая флейта имела диапазон в две с половиной октавы: от ре первой октавы до ля третьей октавы.

Благодаря усовершенствованиям Бёма звук флейты стал четче, чище, а диапазон расширился до трех октав. Бём расширил отверстия флейты настолько, что закрывать их пальцами стало невозможно. Потребовался клапанный механизм.

Современная флейта состоит из головки с отверстием, в которое дуют. Это отверстие снабжено «губками». Головка крепится к корпусу. Нижняя часть флейты называется «ножкой», «лапкой» или «коленом».

Звук в этом инструменте образуется за счет рассечения струи воздуха об острые края отверстия, которое располагается в верхней части инструмента. Отверстие представляет собой узкую, длинную щель. Исполнитель держит инструмент горизонтально, прижимая его к подбородку так, чтобы его губы были расположены точно над отверстием. С силой он выдувает воздух из ротовой полости. При этом губы практически сжаты. Это нужно для того, чтобы струя воздуха была тоньше, иначе инструмент будет выдавать некрасивый звук. Диапазон современной флейты охватывает звукоряд от до первой октавы до до четвертой октавы. Присутствует дополнительно ми малой октавы.

Считается, что флейта – это один из самых подвижных инструментов. Для нее нет преград, ей доступно практически все. Но есть и то, чего флейта не любит: это нисходящие обороты на гармонической основе ре, ми-бемоль, ми, фа-диез, соль и все обороты в диапазоне третьей октавы.