Главная

Прообразом валторны является охотничий рог, который был известен еще во времена Александра Македонского. У знаменитого полководца был такой рог. Его звук был слышен более чем за 14 верст вокруг. В разных странах такой рог изготавливался из разных материалов и был разной формы. Звук рога означал начало или конец охоты, поднимал боевой дух во время сражения или служил специальным сигналом, созывал на обед или предупреждал об опасности.



В эпоху Средневековья охотничий рог в качестве музыкального инструмента не использовался. В него трубили при дворах, подавая различные сигналы. Существует средневековая легенда о рыцарском роге «олифане». В такой рог трубил Роланд, который попал в беду в горах Пиренейского перешейка. Он призывал на помощь. Шарлёмань услышал Роланда не тысячи верст. Роланд трубил в рог с такой силой, что жилы на его шее лопнули, а рог раскололся на части.

Нужно заметить, что первоначально эти инструменты изготавливали из недолговечных материалов: из слоновой кости и дерева. Позже основным материалом стал более прочный и долговечный металл. Первоначально рог не был очень изогнут. Мастера, изготавливая рога, ориентировались на форму рогов животных.

Рог, каким привыкли его видеть современники, появился в 17 веке. Этот рог и стал называться «натуральной валторной». Самыми распространенными были рога, звучащие в тональностях До, Ре и Ми-бемоль. В оркестре впервые охотничий рог применил композитор Иоганн Йозеф Фукс (1660- 1741). По другим сведениям рог стали использовать в оркестре еще раньше. Это сделал композитор Жан-Батист Люлли в опере «Princesse d'Elide» в 1664 году. В современном оркестре натуральные валторны были вытеснены хроматическими или вентильными валторнами. 

Современная валторна – это музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Она была изобретена в конце 17 века. Для этого рог согнули в форму круга, в один или несколько оборотов, в узкую сторону вставили мундштук, а широкую сторону еще больше расширили. В середине 18 века музыканты обнаружили, что высоту звуков можно менять, если вкладывать в раструб руку в определенном положении, частично изменяющем направление воздуха. Получающиеся при этом звуки называют закрытыми.

Валторна с вентилями появилась в первой четверти 19 века. Валторны «первого поколения» принято называть обыкновенными или натуральными, они могут воспроизводить определенное количество звуков натуральной гаммы. Валторны «второго поколения» подразделяют на инструменты со стоячими вентилями (их назвали валторны с пистонами) и инструменты с лежачими вентилями (так называемые валторны с цилиндрами). После изобретения вентилей звуковой ряд этих инструментов значительно расширился.

Современная валторна похожа на длинную медную трубку, свернутую по спирали, перекрученную несколько раз в разные стороны. Отдельные  участки валторны соединены между собой дугами и маленькими трубочками, которые называются машинками или кронами. Ближе к мундштуку валторны расположено несколько вентилей, которые регулируют движение воздуха по трубке, чем больше вентилей, тем больше звуков может воспроизводить инструмент.

Дело в том, что воздух, проходя по трубкам разной длины, выдает на выходе разные звуки. Нажатие одного вентиля направляет воздух по короткому пути, и тогда звук получается высоким. Нажатие другого вентиля направляет воздух по более длинному пути, и звук получается более низким. Чем длиннее расстояние, которое преодолел воздух, тем ниже получается звук.

Считается, что у валторны самое мягкое звучание из всех духовых инструментов, изготовленных из меди, поэтому этот инструмент считают одним из самых необходимых в симфоническом оркестре.