Главная

Основоположник русской классической музыки. Глинка родился в семье дворян в Смоленской губернии. Дворянский род Глинок берет свое начало в Польше в местечке Глинки Ломжинской губернии Маковского уезда. Родоначальник русской ветви рода Викторин Владислав был владельцем поместий в Смоленской губернии. Он был прапрадедом отца великого композитора.



Отец Иван Николаевич Глинка отставной капитан, был женат на своей дальней родственнице Екатерине Андреевне Глинке. 20 мая 1804 года родился Михаил Глинка.

В детстве его воспитывала бабка со стороны отца Фекла Андреевна. Ребенок рос болезненным и нервным. Няня Глинки часто рассказывала сказки и пела песни. Глинка часто слышал колокольный звон, который пытался воспроизвести на жестяных тазах. Ребенку было тогда всего 4 года. Читать Глинку научил местный священник.

После того, как бабушка умерла, Глинка вернулся под крыло родителей. Он очень любил читать, особенно книги о странствиях и путешествиях, любил рисовать и проявлял способности к музыке. Ему часто приходилось слышать музыку крепостного оркестра. В 11 лет он признался своему учителю рисования, что очень любит музыку.

Глинку готовили в Благородный пансион. Его гувернантка Кламер учила его играть на фортепиано. Ребенок быстро учился исполнять музыку зарубежных композиторов Гировеца и Штейнбельта, которую играл с гувернанткой в четыре руки. Вторым инструментом была скрипка.

В 1812 году началась отечественная война с Наполеоном. Семья Глинки переехала в Орел. В 1817 году дети были отправлены в Петербург. Глинка поступил в Благородный пансион. Он любил изучать языки, естествоведение, географию, историю, математику. Но учиться в пансионе Глинке было неинтересно. Здесь Глинка завязал знакомства с князьями Голицыными, С. Соболевским, Римским-Корсаковым и с Пушкиным, который приезжал к своему младшему брату Льву Сергеевичу.

Глинку тянуло к занятиям музыкой, но это было не дворянское дело. Глинка учился игре на скрипке у Бема, Фильда. Затем переключился на фортепиано. Глинку обучал знаменитый пианист Ш. Майер, который был учеником Фильда. Именно Майер откры музыкальное дарование Глинки. Впоследствии Глинка стал заниматься теорией композиции под руководством Фукса и Замбони. Он изучал также оркестровую технику.

Отец Глинки не торопился устраивать его на работу, что позволяло ему заниматься музыкой, не заботясь о том, где достать кусок хлеба. В 1824 год Глинка устроился работать в канцелярию, но ушел с работы, т.к. генерал Горголи, который был владельцем канцелярии, настойчиво пытался выдать замуж за Глинку одну из своих дочерей.

В Петербурге Глинка продолжал заниматься музыкой. Он слушал музыку крепостных оркестров, которые выступали в домах П.П. Юшкова, Д.П. Демидова, С.Г. Голицына. А потом уехал в Новоспасское в поместье своего дяди, где тоже был крепостной оркестр. Тут-то и начал Глинка сочинять музыку. Это были 20-е годы 19 века. Глинка пишет свои первые романсы и пьесы для фортепиано. Вот некоторые из них:

  • Вариации на тему из оперы «Швейцарское семейство»
  • Вариации на собственную тему (до настоящего времени дошла рукопись, на которой были исправления и наставления учителя Глинки Майера)
  • Вариации на тему Моцарта для фортепиано и арфы (1822)
  • Вальс F-dur (1822)
  • Септет для струн, и духовых инструментов (1824, не издана)
  • Adagio и Rondo для оркестра (1824, не издана)
  • Квартет C-dur для струнных инструментов (1825, не издан; сохранился в двух редакциях)
  • Соната для альта с фортепиано (сохранилась альтовая партия 1825 г., и отрывки в ансамбле, по которым в 1850-х гг. Глинка закончил всю пьесу; не издана)
  • Фортепианные вариации на Benedetta sia la madre, Е-dur (1826)
  • Кантата (сочинена и исполнена при участии автора 1826 году, в Смоленске)
  • «Пролог на кончину Императора Александра І и восшествие на престол Государя Николая Павловича» (сохранилась в рукописи; издана только в 1894 году)
  • Trio Pathétique, для фортепиано, кларнета и фагота (1826—27; издана)
  • Увертюры для оркестра G-moll и D-dur
  • Симфония для оркестра B-dur

Это юношеские творения Глинки, которые сам композитор впоследствии рассматривал как несовершенные и не придавал им особого значения. Но эти произведения являют собой полное свидетельство таланта и притязаний молодого русского композитора.

После Глинка начинает создавать романсы, которые выходили у него легкими и изящными. Как композитор он постоянно совершенствуется. Его романсы нравились публике. Вот только некоторые из них:

  • "Не искушай меня без нужды" (сл. Баратынского, 1825)
  • "Бедный певец" (сл. Жуковского, 1826)
  • "Светит месяц на кладбище" (сл. Жуковского, 1826)
  • "Я люблю , ты мне твердила" (на слова Корсака, 1827)
  • "Горько, горько мне" (сл. А. Корсака)

Благодаря многочисленным знакомства в литературных кругах произведения Глински стали печататься в альманахах:

  • "Подснежник" 1829 г. (русская песня "Дедушка, девицы раз мне говорили")
  • "Невский Альманах" Аладьина 1830 г. (романс "Светит месяц на кладбище")

В 1829 году Глинка с . Павлищевым издают собственный альманах, посвященный музыке. Он называется «Лирический альбом». В нем были напечатаны романсы "Память сердца", "Скажи зачем", дуэт «Mio ben ricordati». В 1829 году Глинка пытается написать оперу по поэме В. Скотта «Рокеби». До нас дошло лишь несколько черновиков рукописи.

Глинка, совершив в 1923 году путешествие на Кавказ, отправился также в 1830 году в Европу. Поездка была совершена с целью поправить здоровье, которого не было с самого рождения. Он побывал в Германии, в Италии, в Австрии. В Италии он завел знакомство с художником К. Брюлловым и многими другими зарубежными живописцами.

Зарубежные издатели не воспринимали Глинку как профессионального успешного композитора. А между тем за рубежом Глинка не переставал сочинять. Здесь созданы "Рондо" на мотив из "Ромео и Джульетты" Беллини (1831), «Impromptu en galoppe» на мотив баркаролы из "Любовного напитка" Доницетти (1832), 2 серенады (на мотив из "Сомнамбулы" и "Анны Болейн") для фортепиано и струнного ансамбля, несколько итальянских каватин, Es-dur'ный секстет (1832) и множество романсов (в том числе один из лучших — "Венецианская ночь", 1832).

Глинка занимается с зарубежными учителями и становится признанным певцом. Под руководством знаменитого контрапунктиста З. Дена Глинка создает в 1834 году «Русскую симфонию», множество этюдов для пения.

В 1834 году Глинка был вынужден вернуться на родину. Умер его отец, оставив сыну все свое богатство.  Это время Верстовский практически создал русскую оперу. Глинка на волне расцвета национального музыкального оперного искусства принимается создавать оперу по рассказ Жуковского «Марьина роща». Некоторы отрывки из этой опер вошли в оперу «Жизнь за царя».

Жуковский предложил Глинке написать оперу на сюжет поэмы Иван Сусанин. Глинка в этот период сочиняет множество романсов ("Не говори, любовь пройдет", "Не называй ее небесной", "Я здесь, Инезилья" и "Только узнал я тебя"). Последний романс Глинка посвятил своей будущее невесте Марии Петровне Ивановой. Но мысль о том, чтобы написать первую русскую оперу не оставляла Глинку. В 1835 год композитор едет в деревню, где продолжает работать над созданием оперы. И вот опера появилась в 1836 году в Петербурге. Называлась она «Иван Сусанин», но впоследствии была переименована и стала называться «Жизнь за царя».

27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы в Большом театре. Опера имела оглушительный успех. Критики сказали, что открыта новая страница в русском оперном искусстве. Глинка за оперу получил от императора Николая I перстень, стоимостью в 4000 рублей. Но это уже в 1837 году. Глинка стал капельмейстеров придворной капеллы, но в 1839 год был вынужден подать в отставку из-за семейных проблем.

После успеха оперы «Жизнь за царя» Глинка решает создать еще одно оперное полотно на сюжет пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Опера задумывалась на фоне конфликтов Глинки с женой, обстановка была крайне нервная, намечался развод. Глинка ударился в разгул, пристрастился к алкоголю. В 1840-1841 годах Глинка пишет музыку к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский». Трагедия была представлена на сцене Александринского театра в Петербурге в 1841 году.

Между тем работа над второй русской оперы постоянно прерывалась. Партитура оперы была предана в дирекцию Императорских театров лишь в 1842 году. В этом же году состоялась премьера оперы. Она имела успех, но критики назвали оперу неудачной и слишком сложной.

Глинка снова отправляется за границу, где создает множество музыкальных шедевров. В основу некоторых из них были положены мотивы народной музыки разных народов. В 1847 году Глинка возвращается в Россию. В этот период он создает множество романсов, пьес для фортепиано. В 1852 году Глинка снова отправился за границу. Здесь он создает украинскую симфонию по мотивам гоголевской повести «Тарас Бульба», инструментальное переложение вальса Вебера «Приглашение к танцу» и множество других произведений.

В 1854 году Глинка возвращается в Петербург, где занимается переделкой прежних своих произведений и задумывает новую оперу на сюжет пьесы «Двумужницы». Опера даже не была начата. В 1856 году композитор в последний раз покидает Россию. В это время он увлекается духовной музыкой и создает множество произведений этого жанра. Он обращается к произведениям Баха, Генделя, Глюка. Скончался композитор от простуды 3 февраля. Он был похоронен в Александро-Невской Лавре.

В 1886 году в Смоленске был установлен памятник композитору. А в 1906 году ему поставили памятник в Петербурге на театральной площади. Глинка в музыке то же, что и А.С. Пушкин в литературе. Композитор заложил основы русской классической музыки и, по сути дела создал русскую национальную оперу.