Главная

Один из выдающихся русских композиторов. Римский-Корсаков родился в 1844 году 6 марта в городе Тихвине, что в Новгородской губернии. Родители его были помещиками. Учился в морском кадетском корпусе. Его музыкальным наставником был известный русский композитор М.А. Балакирев.



В Тихвине прошло детство композитора. Он видел жизнь простого народа, впитал его обряды и песни. Народная музыка впоследствии займет значительное место в творчестве композитора. С детства мальчишку учили играть на фортепиано. В 6-7 лет он начинает сочинять музыку. Затем он поступает в морское училище в Петербурге. Во время обучения он занимается игрой на виолончели. Его преподавателями были Улих, а после пианист Федор Андреевич Каниле, который и познакомил юношу с Балакиревым и его кружком, в который входили композиторы Мусоргский, Кюи, Бородин. Это знакомство определило род занятий Римского-Корсакова.

После обучения в морском училище в Петербурге в 1862 году композитор отправился в дальнее плавание, стал офицером и во время плавания сочинил симфонию номер 1, которую и представил на суд Балакиреву по возвращении. Симфония имела огромный успех. Вслед за этим Римский-Корсаков пишет «Садко» и сербскую фантазию, которая отличалась своеобразной оркестровкой.

Потом была опера «Псковитянка», которая произвела настоящий фурор на сцене Мариинского театра в 1873 году. После премьеры композитор создал пролог к этой опере, дополнил ее и исправил. Пролог назывался «Боярыня Вера Шелога».

В 1871 год композитор стал профессором Петербургской консерватории. Он с 1873 по 1883 год инспектировал музыкальные хоры. Преподавал в бесплатной музыкальной школе. Писал оперную, симфоническую и церковную музыку.

В 1880 году на сцене Мариинского театра была поставлена его опера «Майская ночь», а в 1882 году состоялась премьера оперы «Сенгурочка», которая была написана в духе народной музыки, на основе национальных мелодий. В частности народная «Дубинушка» превратилась в самостоятельное музыкальное произведение в танце Хмеля и Хмелихи.

В 1892 году была создана опера «Млада», в 1895 опера «Ночь перед Рождеством». Однако эти произведения недолго состояли в репертуаре Мариинского театра. В 1897 году композитор пишет фантастическую оперу «Садко». В 1898 году появляется опера «Моцарт и Сальери», которая была поставлена в Москве, а в 1899 году в Петербурге. К этому времени уже была написана опера «Царская невеста».

В качестве симфонических произведений можно назвать его «Антара» и «Шехеризаду», а также испанское каприччио и воскресную увертюру. Композитор создал квартет, септет, фортепианный концерт, фантазию для скрипки, целый ряд романсов и хоров, обработал множество русских народных песен и духовную музыку.

К 1886 году Римский-Корсаков переписал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и другие его сочинения. Он помогал в окончании оперы «Князь Игорь» Бородину, написал оркестровку для оперы «Каменный гость» Даргомыжского.

Римский-Корсаков является создателем учебника гармонии «Практический учебник гармонии» (1886) и множества других учебников. Его учениками были Бернгард, Лядов, Сакетти, А.К. Глазунов и множество известных впоследствии композиторов и музыкальных деятелей.

Произведения Римского-Корсакова

Оперы:

  • "Псковитянка", 3 действ., 6 карт.; по драме Мея (1870—72; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1 января 1873; передел. 1894)
  • "Майская ночь", 3 д., по Гоголю 1878—79, 1-е предст. СПб. Мариинский театр, 1880);
  • "Снегурочка" весенняя сказка в 4 д. с прологом, по Островскому (1880—81; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр. 1882);
  • "Млада" волшебная опера-балет; 4 д., текст по Гедеонову (директор Императорских театров А. М. Гедеонов привлек Рисского-Корскова в  1872 году написать 1 акт "Млады". «Млада» была тогда же написана, но не поставлена; музыка ее отчасти вышла в фантастические сцены "Майской ночи"; в 1889—90 Римский-Корсаков создал "Младу" вновь; 1-ое представление состоялось в Санкт-Петербурге в Мариинском театре в 1893 году);
  • "Ночь перед Рождеством" быль-колядка в 4 д. и 9 карт., по Гоголю (1894; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1895; Москва, Большой театр, 1898);
  • "Садко" опера-былина в 7 картинах (1895—96; Москва. Частная опера, 1897; СПб., 1901; музык. материал оперы отчасти заимствован из оркестровой фантазии "Садко", 1867);
  • "Моцарт и Сальери", драматич. сцены Пушкина, музыка Р.-К., в 2 картинах (op. 48, 1898; Моск. Частная опера 1898);
  • "Боярыня Вера-Шелога" музыкально-драматический пролог к "Псковитянке", в 1 д., по Мею (op. 54, 1877—98; 1898 Моск. Частная опера; исполняется с "Псковитянкой"); "Царская невеста", 3 д. и 4 карт., по Мею (1898; 1-ое предст. Моск. Частная опера, 1899; СПб. Мариинский театр, 1902);
  • "Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и Могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди", в 4 д. с прологом и 7 карт., по Пушкину (1899—900; Моск. Частная опера 1900);
  • "Сервилия", 5 д. по Мею, СПб. Мариинский театр, 1902);
  • "Кощей бессмертный", осенняя сказочка в 1 д. и 3 карт. (1902, Москва, Частная опера);
  • "Пан воевода", в 4 д., либретто Тюменева
  • "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", в 4 д. (на сюжет раскольничьей легенды, либретто Бельского).

Для оркестра:

  • 3 симфонии (1-я Es-moll op. 1, 1865, позднее переделана и переложена в E-moll; 2-я "Антар" op. 9, 1868 [на сюжет арабской сказки Сенковского — иначе названа "восточною сюитой", 1897 переделана]; 3-я C-dur op. 32, 1873, переделана 1884); симфониетта на русские темы а-moll op. 31;
  • 2 увертюры (op. 28 "Ha русские темы"; op. 36 "Светлый праздник", воскресная увертюра на темы из Обихода, 1888);
  • "Садко" музык. картина op. 5 (1867, передел. 1891);
  • "Сербская фантазия" op. 6 (на сербские темы);
  • "Сказка" (op. 29, на сюжет пушкинского пролога к "Русл. и Людмиле");
  • "Каприччио на испанские темы" op. 34, 1887;
  • "Шехеразада" симфоническая сюита по 1001 ночи op. 35, 1888; сюиты: из "Снегурочки", из оперы-балета "Млада"; из "Царя Салтана" (op. 57). —

Для камерных ансамблей:

  • струнный квартет F-dur op. 12; струн. секстет А-dur (рукопись);
  • 1-я часть струн. квартета на тему В-la-f (Беляев);
  • 3-я часть ("Хоровод") квартета "Именины";
  • "Allegro" для струнного квартета (в сборнике "Пятницы");
  • "Серенада" для виолончели с фп. op. 37.

Для инструментов с оркестром:

  • Фортепианный концерт Cis-moll op. 30;
  • скрипичная "Фантазия на русские темы" op. 33. —

Для фортепиано:

  • op. 10 (6 вариаций на тему В-а-c-h);
  • op. 11 (4 №№);
  • op. 15 (3);
  • op. 17 (6 фуг);
  • 8 вариаций на народную тему "Идет коза рогатая" (без op.);
  • 5 вариаций из "Парафраз". —

Для пения с оркестром:

  • "Стих об Алексее, Божием человеке" для хора (слова и напев народной песни) op. 20;
  • "Слава" подблюдная песня для хора op. 21;
  • "Свитезянка" кантата для сопрано, тенора и хора, на слова Мицкевича-Мея op. 44, 1897;
  • "Ель и пальма" для баритона (из op. 3);
  • 2 ариозо для баса "Анчар" и "Пророк" op. 49;
  • "Стрекоза" для 3 женских голосов op. 53;
  • "Песнь о вещем Олеге" кантата для голосов-соло и хора на слова Пушкина op. 58, 1899;
  • "Из Гомера", прелюдия-кантата для 3 женских голосов, хора и оркестра. —

Хоры:

  • op. 13 (2 3-голосных женских хора);
  • op. 14 (4 вариации и фугетта на тему "Надоели ночи" для 4-глсн. женского хора);
  • op. 16 (6 а capella, для однород. и разнородн. голосов);
  • op. 18 (2 смешан. хора, премированы 1867 на конкурсе И. Р. М. О.);
  • op. 19 (15 русских народных песен, переложенных а capella на народный лад, для однородн. и разнородн. голосов);
  • op. 23 (4 3-голосных мужск. хора).

Романсы (около 80)

Духовные песнопения:

Сборник «100 русских народных песен»