TEMPLATE_TOP=;
TEMPLATE_BOT=;
TITLE=Россия | Энциклопедия Музыки | Композиторы | Отечественные | Н.А. Римский-Корсаков;
?>
Россия | Энциклопедия Музыки | Композиторы | Отечественные | Н.А. Римский-Корсаков
Один из выдающихся русских композиторов. Римский-Корсаков родился в 1844 году 6 марта в городе Тихвине, что в Новгородской губернии. Родители его были помещиками. Учился в морском кадетском корпусе. Его музыкальным наставником был известный русский композитор М.А. Балакирев.
В Тихвине прошло детство композитора. Он видел жизнь простого народа, впитал его обряды и песни. Народная музыка впоследствии займет значительное место в творчестве композитора. С детства мальчишку учили играть на фортепиано. В 6-7 лет он начинает сочинять музыку. Затем он поступает в морское училище в Петербурге. Во время обучения он занимается игрой на виолончели. Его преподавателями были Улих, а после пианист Федор Андреевич Каниле, который и познакомил юношу с Балакиревым и его кружком, в который входили композиторы Мусоргский, Кюи, Бородин. Это знакомство определило род занятий Римского-Корсакова.
После обучения в морском училище в Петербурге в 1862 году композитор отправился в дальнее плавание, стал офицером и во время плавания сочинил симфонию номер 1, которую и представил на суд Балакиреву по возвращении. Симфония имела огромный успех. Вслед за этим Римский-Корсаков пишет «Садко» и сербскую фантазию, которая отличалась своеобразной оркестровкой.
Потом была опера «Псковитянка», которая произвела настоящий фурор на сцене Мариинского театра в 1873 году. После премьеры композитор создал пролог к этой опере, дополнил ее и исправил. Пролог назывался «Боярыня Вера Шелога».
В 1871 год композитор стал профессором Петербургской консерватории. Он с 1873 по 1883 год инспектировал музыкальные хоры. Преподавал в бесплатной музыкальной школе. Писал оперную, симфоническую и церковную музыку.
В 1880 году на сцене Мариинского театра была поставлена его опера «Майская ночь», а в 1882 году состоялась премьера оперы «Сенгурочка», которая была написана в духе народной музыки, на основе национальных мелодий. В частности народная «Дубинушка» превратилась в самостоятельное музыкальное произведение в танце Хмеля и Хмелихи.
В 1892 году была создана опера «Млада», в 1895 опера «Ночь перед Рождеством». Однако эти произведения недолго состояли в репертуаре Мариинского театра. В 1897 году композитор пишет фантастическую оперу «Садко». В 1898 году появляется опера «Моцарт и Сальери», которая была поставлена в Москве, а в 1899 году в Петербурге. К этому времени уже была написана опера «Царская невеста».
В качестве симфонических произведений можно назвать его «Антара» и «Шехеризаду», а также испанское каприччио и воскресную увертюру. Композитор создал квартет, септет, фортепианный концерт, фантазию для скрипки, целый ряд романсов и хоров, обработал множество русских народных песен и духовную музыку.
К 1886 году Римский-Корсаков переписал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и другие его сочинения. Он помогал в окончании оперы «Князь Игорь» Бородину, написал оркестровку для оперы «Каменный гость» Даргомыжского.
Римский-Корсаков является создателем учебника гармонии «Практический учебник гармонии» (1886) и множества других учебников. Его учениками были Бернгард, Лядов, Сакетти, А.К. Глазунов и множество известных впоследствии композиторов и музыкальных деятелей.
Произведения Римского-Корсакова
Оперы:
"Псковитянка", 3 действ., 6 карт.; по драме Мея (1870—72; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1 января 1873; передел. 1894)
"Снегурочка" весенняя сказка в 4 д. с прологом, по Островскому (1880—81; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр. 1882);
"Млада" волшебная опера-балет; 4 д., текст по Гедеонову (директор Императорских театров А. М. Гедеонов привлек Рисского-Корскова в 1872 году написать 1 акт "Млады". «Млада» была тогда же написана, но не поставлена; музыка ее отчасти вышла в фантастические сцены "Майской ночи"; в 1889—90 Римский-Корсаков создал "Младу" вновь; 1-ое представление состоялось в Санкт-Петербурге в Мариинском театре в 1893 году);
"Ночь перед Рождеством" быль-колядка в 4 д. и 9 карт., по Гоголю (1894; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1895; Москва, Большой театр, 1898);
"Садко" опера-былина в 7 картинах (1895—96; Москва. Частная опера, 1897; СПб., 1901; музык. материал оперы отчасти заимствован из оркестровой фантазии "Садко", 1867);
"Моцарт и Сальери", драматич. сцены Пушкина, музыка Р.-К., в 2 картинах (op. 48, 1898; Моск. Частная опера 1898);
"Боярыня Вера-Шелога" музыкально-драматический пролог к "Псковитянке", в 1 д., по Мею (op. 54, 1877—98; 1898 Моск. Частная опера; исполняется с "Псковитянкой"); "Царская невеста", 3 д. и 4 карт., по Мею (1898; 1-ое предст. Моск. Частная опера, 1899; СПб. Мариинский театр, 1902);
"Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и Могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди", в 4 д. с прологом и 7 карт., по Пушкину (1899—900; Моск. Частная опера 1900);
"Сервилия", 5 д. по Мею, СПб. Мариинский театр, 1902);
"Кощей бессмертный", осенняя сказочка в 1 д. и 3 карт. (1902, Москва, Частная опера);
"Пан воевода", в 4 д., либретто Тюменева
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", в 4 д. (на сюжет раскольничьей легенды, либретто Бельского).
Для оркестра:
3 симфонии (1-я Es-moll op. 1, 1865, позднее переделана и переложена в E-moll; 2-я "Антар" op. 9, 1868 [на сюжет арабской сказки Сенковского — иначе названа "восточною сюитой", 1897 переделана]; 3-я C-dur op. 32, 1873, переделана 1884); симфониетта на русские темы а-moll op. 31;
2 увертюры (op. 28 "Ha русские темы"; op. 36 "Светлый праздник", воскресная увертюра на темы из Обихода, 1888);
"Садко" музык. картина op. 5 (1867, передел. 1891);
"Сербская фантазия" op. 6 (на сербские темы);
"Сказка" (op. 29, на сюжет пушкинского пролога к "Русл. и Людмиле");
"Каприччио на испанские темы" op. 34, 1887;
"Шехеразада" симфоническая сюита по 1001 ночи op. 35, 1888; сюиты: из "Снегурочки", из оперы-балета "Млада"; из "Царя Салтана" (op. 57). —