Главная

Выдающийся композитор и ученый-химик. Бородин родился 31 октября 1834 года в Санкт-Петербурге, а умер 15 февраля 1887 года. Он происходил из дворянского сословия. Его отец был князем из рода князей Имеретинских. Мать Авдотья Константиновна не имела образования. Мать дала сыну домашнее образование, т.к. не хотела, чтобы он обучался в казенном заведении.



Бородин до 13 лет воспитывался под присмотром матери. Детскими его увлечениями были гальванопластика, химия, рисование, музыка. Ему нравилось изучать языки. Немецкий и французский он выучил еще в детстве. Позже, уехав в Италию, он освоит и итальянский. Бородин начал сочинять музыку в раннем детстве. В рукописях сохранилась его полька «F-dur», которую он посвятил одной маленькой барышне.

Бородин по настоящему увлекся музыкой после знакомства со М.Р. Щиглевым, который в детстве некоторое время гостил у матери Бородина. Мальчишки постоянно музицировали. Они исполняли в 4 руки симфонии Бетховена, Гайдна, Мендельсона. Бородин обучался игре на флейте и виолончели. Щиглев, который впоследствии станет преподавателем музыки, играл на скрипке. В это время Бородин сочинил концерт для флейты и фортепиано и трио для двух скрипок и виолончели на темы из «Роберта» Мейербера.

В 1950 году Бородин стал студентом медико-хирургической академии, где изучал ботанику, зоологию, кристаллографию и анатомию. Но больше всего ем нравилась химия. Его учителем был профессор Зинин, который позволял ему время от времени заниматься в его химической лаборатории. Бородин проявил незаурядные способности к химии. Но занятия музыкой не оставил. Он играл на виолончели, участвуя в концертах во многих знакомых дворянских домах. В период студенчества Бородин сочинил множество музыкальных произведений: фуги, романс F-moll на слова "Красавица-Рыбачка", трио «Чем тебя я огорчила», скерцо «В-mоll».

Академию Бородин окончил в 1856 году и был направлен во 2-ой военный госпиталь ординатором. В 1858 году Бородин написал диссертацию на тему «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной», за что получил степень доктора химии и направлен за границу в Гейдельберг, где работал совместно с Д.И. Менделеевым, Сеченовым, Боткиным и Юнге. В 1861 году за границей Бородин знакомится со своей будущей женой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Здесь он сочиняет секстет для струнных инструментов «d-moll», квинтет – подражание Глинке и скерцо для фортепиано в 4 руки, подражая Мендельсону.  

В 1862 году Бородин возвращается в Россию, становится адъюнкт-профессором в медико-хирургической академии, преподает химию и в других учебных заведениях. В этом же году он знакомится с Балакиревым  его знаменитым музыкальным кружком, войдя в который, Бородин становится профессиональным музыкантом. Именно Балакирев настоял на том, чтобы Бородин серьезно занялся композицией. Бородин и Балакирев играли в 4 руки произведения Бетховена, Шумана, Берлиоза, Глинки, Листа и анализировали их с точки зрения формы и содержания. Со сременем вдохновленный Бородин принялся сочинять симфонию «es-dur», писал ее очень долго и завершил лишь в 1867 году. Следом написал несколько романсов на собственные стихи. Стал сочинять оперу «Царская невеста» (на сюжет драмы Мея). Но забросил сочинение, сославшись на то, что ему не нравится сюжет. Затем Бородину предложили написать оперу на сюжет «Слова о полку Игореве». Бородин, изучив все памятники письменности той эпохи и труды ученых, написал несколько музыкальных номеров: «Сон Ярославны», романс Кончаковны, шествие половецких князей, но почему-то забросил сочинение, взявшись писать 2-ую симфонию «h-moll».

Зимой 1871-1872 года директор театров С.А. Гедеонов заказал композиторам Бородину, Кюи, Мусоргскому и Римскому-Корсакову музыку к опере-балету «Млада». Бородину выпало написать весь 4 акт, в котором были сцены языческого богослужения в храме, разрушение храма и наводнение. Бородин написал музыку очень быстро. Но опера так и не была поставлена из-за отсутствия у театра средств. Бородин стал продолжать сочинение 2-ой симфонии, а впоследствии вернулся к «Князю Игорю». При этом музыку для него он переработал из материалов к «Младе».

В 1877 году Бородин едет в Веймар, где знакомится с композитором Листом, которому очень понравились сочинения Бородина. В 1880 году Бородин сочиняет симфоническую картинку для оркестра «В Средней Азии» к 25-летию царствования императора Александра II. В 1885-1886 годах Бородин едет на русские концерты, которые проходили в Льеже и которые устраивала графиня Мерси д'Аржанто. Бородин пишет для графини 7 фортепианных произведений, объединенных названием «Petite Suite» и романс «Чудный сад».

Одними из последних сочинений Бородина были "Serenata alla spagnola" для струнного квартета, которая сделана в сотрудничестве с Римским-Корсаковым, Лядовым и Глазуновым; струнный квартет d-dur и две части 3-ей симфонии.

Бородин умер от разрыва сердца у себя в доме на глазах у многочисленных гостей, которые приехали к нему отметить масленицу. Могила Бородина находится на кладбище Александро-Невской лавры неподалеку от могилы Мусоргского.