Главная

Родился 2 февраля 1813 года в дворянской семье. Его отец был помещиком. У него было имение в Смоленской губернии. Интересно, что до пяти лет он совершенно не говорил. В шесть лет ему наняли преподавателя игры на фортепиано. Сначала преподавателем была Луиза фон Вольгеборн. После нее за дело взлся прекрасный музыкант Адриан Трофимович Данилевский.



Ребенок рано проявлял талант к сочинительству музыки. Он писал романсы и небольшие пьесы для фортепиано.  Данилевский не разрешал этого делать. Вскоре и Данилевского сменил преподаватель игры на фортепиано Шоберлехнер, который учился мастерству музыканта у знаменитого тогда пианиста и преподавателя Гуммеля.

Вторым инструментом Даргомыжского была, конечно же, скрипка. Его учителем по классу скрипки был Юшков, петь учил Цейбах. Уже в 1830-е годы Даргомыжский стал известен как прекрасный сочинитель романсов и небольших пьес для скрипки и фортепиано.

В это время Даргомыжский поступил на службу в министерство двора, где проработал до 1835 года. Здесь он завел знакомства с выдающимися людьми свого времени: основоположником русской классической музыки Глинкой и основоположниками русского литературного языка, поэтами Жуковскими и Пушкиным. В это время он задумывает создать оперу «Лукреция Борджиа». Он начал работать над ней, но переключился на другую, которая называлась «Эсмеральда». Взяться за нее посоветовал Жуковский.

Работу над «Эсмеральдой» Даргомыжский завершил в 1839 году, но долгое время не мог добиться постановки оперы. Огорченный, Даргомыжский покинул Россию. За границей он познакомился с Фетисом и Галеви, которые прекрасно отзывались о его таланте композитора.

По возвращении в Россию Даргомыжский все же добился, того, что в 1847 году 5 декабря в Москве пошла премьера оперы «Эсмеральда». В 1851 году опера была поставлена в Петербурге. Успех был оглушительным. Даже Тамбурини, являвшийся выдающимся итальянским певцом, пожелал, чтобы опера шла на итальянской сцене во время его бенефиса. Тамбурини вежливо отказали.

Затем Даргомыжский сочиняет оперу-балет «Торжество Вакха». Но дирекция Императорских театров почему то сразу и безоговорочно отказалась принять произведение к постановке. В 1853 году В.О. Одоевский и А.Н. Карамзин устроили концерт Даргомыжского. Последующие творения композитора были спасены таким образом от неизвестности. В 1856 году на сцене театра-цирка (сейчас это Мариинский театр) появилась «Русалка» Даргомыжского. Нужно сказать, что «Русалка» не имела особого успеха, не смотря на то, что критики подавали о ней положительные отзывы. Как это ни странно, но произведение оценили по достоинству лишь спустя 10 лет.

«Русалка» стала, пожалуй, главным произведением композитора. В ней Даргомыжский проявил себя как прекрасный психолог, как выдающийся, глубокий русский композитор. Характеры персонажей глубоко проработаны и четко прорисованы. Однако создается впечатление, что первая часть оперы более интересная и завораживающая, а затем интерес идет на спад. Возможно потому, что дуэты, арии, ансамбли глубоко проработаны композитором, носят концертный характер и несколько тормозят ход действия оперы.

В 1866 году Даргомыжский начал работу над волшебно-комической оперой «Рогдана». Затем оставил ее и принялся за «Каменного гостя», который также не был завершен. Оркестровку для него написал Римский-Корсаков, а завершил произведение Кюи, когда Даргомыжского уже не стало. Он скончался 5 января 1869 года.

Даргомыжский оставил после себя богатое творческое наследие. Он сочинил несколько оркестровых произведений, из которых можно выделить «Малороссийского казачка», «Чухонскую фантазию», «Бабу-ягу». Его перу принадлежат более 100 романсов, собрание хоров «Петербургские серенады».