Главная

Австрийский композитор, «отец» симфонии и квартета. Его композиторское наследие составляет свыше 100 симфоний, более 80 квартетов, более 50 сонат, написанных для клавира, более 30 опер, оратории и множество музыкальных произведений других жанров.

Гайдн появился на свет неподалеку от австрийской столицы Вены в селении Рорау в 1732 году. Его родители не были богатыми людьми, денег на образование детей у них не было. Между тем, семья была многодетной. Шутка ли? Семнадцать детей!!! Музыкальный талант Гайдн унаследовал от отца, который, не имея музыкального образования, прекрасно играл на арфе и пел. При этом отец совершенно не знал нот. Франц Гайдн, которого увлекали занятия музыкой, решил пойти певчим в церковный хор. Ему было тогда всего восемь лет.

Талантливого мальчишку заметили. Руководитель хора сказал родителям, что мальчика обязательно необходимо отправить в Вену, потому что у него хороший голос и выдающиеся музыкальные способности. Родители разрешили поездку, не подумав о том, что, когда у мальчишки начнет ломаться голос, он окажется совершенно никому не нужным и одиноким в большом городе. Так и произошло. Мальчика попросили уйти из церковной капеллы. Его просто выставили на улицу. Тем не менее, Гайдн стал выдающимся композитором. Он устроился на работу к композитору Николо Порпора. Работа была не связана с музыкой: Гайдн был прислугой, чистил одежду и обувь. За это старикан-композитор давал Гайдну полезные советы по музыке.

Способности и упорство принесли свои плоды. Гайдн в 1759 году стал капельмейстером у чешского графа Морцина, а позже у венгерского богача князя Эстергази. Работа капельмейстера заключалась не только в руководстве капеллой. В обязанности Гайдна входило обучение музыкантов. Гайдн должен был следить за сохранностью инвентаря капеллы, и при этом князь требовал от него сочинения симфоний, квартетов и опер. Сочинять музыкальные произведения приходилось за очень короткое время: Гайдну часто отводились для этого всего одни сутки. Так Гайдн работал в течение долгих тридцати лет. При этом все сочинения композитора были собственностью ненасытного князя Николая Эстергази Великолепного. После смерти князя правами на сочинения Гайдна стали обладать его наследники, которые в музыке ничего не понимали, но рукописи не отдавали, потеряв некоторые из них.

Но в такой работе капельмейстера для композитора были и свои положительные стороны: Гайдн постоянно прослушивал свои сочинения в исполнении вверенного ему оркестра и доводил их до соершниства. Гайдну дали прозвище «папаша». Так его называл даже великий Моцарт, считавший Гайдна своим наставником.

Гайдн был веселым, не унывающим человеком и большим шутником. И сочинял он такую же музыку: веселую, легкую, шутливую. Он даже сочинил симфонию для детских свистулек, барабана, трубы, треугола и трещоток. Но он был мастером и проникновенных лирических композиций. Как-то князь Эстергази осенью не покидал свой дворец. Гайдн дал удивительный концерт, который помог князю понять, что музыканты его капеллы нуждаются в отдыхе. Оркестр играл лирическую музыку. При этом музыканты в один момент начали по очереди вставать со своих мест, гасить свечи и уходить из зала. Князь был растроган. Он понял намек, и отпустил оркестр на отдых.

После смерти князя его наследник распустил музыкантов, но Гайдна попросил остаться, начислив ему пенсию. За этот период жизни композитор написал множество гениальных произведений. Среди них оратории «Сотворение мира», «Времена года». Гайдн дважды посетил Англию, где дирижировал оркестром, исполнявшим его произведения. На одном из таких концертов зрители встали со своих мест и подошли ближе к сцене, чтобы посмотреть на выдающегося австрийского композитора. И вдруг на то место, где они сидели, упала огромная тяжелая люстра. Зрители были спасены, благодаря гению Гайдна.

Прогуливаясь по Лондону, Гайдн зашел в магазин, где продавались ноты, и спросил торговца порекомендовать ему какие-нибудь хорошие музыкальные сочинения. Торговец, не знавший, что перед ним сам великий Гайдн, подал композитору его же сочинения. Гайдн сказал, что эти ноты ему не нужны и попросил что-нибудь другое. Продавец, разочаровавшись во вкусе покупателя, вообще отказался продавать ему ноты. Но когда знакомый назвал Гайдна по имени, продавец понял, что перед ним гений.